Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.11.2016 N Ф05-17410/2016 по делу N А41-21133/16
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа по невнесению в реестр лицензий сведений о многоквартирных домах, обязании внести в реестр лицензий сведения.
Обстоятельства: Обществом было направлено заявление о внесении изменений в реестр многоквартирных домов, в отношении которых им осуществляется деятельность по управлению, однако ответа на заявление не последовало.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку уведомление общества содержало все необходимые сведения о протоколах общих собраний и договорах управления многоквартирными домами, адресах многоквартирных домов, размещении сведений на официальном сайте.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2016 г. по делу в„– А41-21133/16

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ЖК "Озеры": Громовой Е.А. (дов. от 26.09.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Москалевой О.М. (дов. в„– 236-и от 07.10.2016 г.), Яровой Ю.К. (дов. в„– 65-и от 04.02.2016 г.), Меркулова Д.А. (дов. в„– 249-и от 17.10.2016 г.);
рассмотрев 17 ноября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на решение Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2016 г.,
принятое судьей Гейц И.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2016 г.,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Иевлевым П.А., Марченковой Н.В.,
по делу в„– А41-21133/16
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Озеры" (ОГРН 1135022002411; 140560, Московская область, г. Озеры, Коммунистическая пл., д. 4Б)
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (ОГРН 1045003352261; 143409, Московская область, г. Красногорск, ул. Братьев Горожанкиных, д. 25)
о признании незаконным бездействия и обязании

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Озеры" (далее - ООО "ЖК "Озеры", общество, заявитель) осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 19 мая 2015 г. в„– 633.
В период с мая по июнь 2015 года собственниками жилых помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Озерского района и г. Озеры были проведены собрания собственников и приняты решения о выборе ООО "ЖК "Озеры" в качестве управляющей организации.
На основании этих решений между ООО "ЖК "Озеры" и собственниками жилых помещений указанных многоквартирных домов были заключены договоры управления и соответствующая информация об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество (лицензиат), была размещена обществом на официальном сайте для раскрытия информации управляющими организациями: https://www.reformagkh.ru/.
16 февраля 2016 г. ООО "ЖК "Озеры" направило в Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области, административный орган) заявление исх. в„– 96 о внесении изменений в реестр многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатом осуществляется деятельность по управлению, с приложением копий протоколов общих собраний и договоров управления. Данное уведомление получено Госжилинспекцией Московской области 19 февраля 2016 г.
Ответ от Госжилинспекции Московской области на заявление от 19 февраля 2016 г. в„– 96 в адрес ООО "ЖК "Озеры" не последовал.
Считая свои права нарушенными, ООО "ЖК "Озеры" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области о признании незаконным бездействия по невнесению в реестр лицензий Московской области сведений о многоквартирных домах, которыми управляет общество, на основании заявления от 16 февраля 2016 г. в„– 96 и об обязании в десятидневный срок внести в реестр лицензий Московской области сведения о многоквартирных домах, которыми управляет общество, согласно уведомлению от 16 февраля 2015 г. в„– 96.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2016 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Госжилинспекции Московской области по невнесению в реестр лицензий Московской области сведений о многоквартирных домах, которыми управляет ООО "ЖК "Озеры" на основании заявления в„– 96 от 16 февраля 2016 г. Суд обязал Госжилинспекцию Московской области в течение 10 дней с момента принятия настоящего решения внести в реестр лицензий Московской области сведения о многоквартирных домах, которыми управляет ООО "ЖК "Озеры" согласно уведомлению в„– 96 от 16 февраля 2016 г.
В кассационной жалобе Госжилинспекция Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу от ООО "ЖК "Озеры" не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Госжилинспекции Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "ЖК "Озеры" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Из части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. в„– 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, которым предусмотрены требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления.
Согласно пункту 2 данного Стандарта под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации, а в пункте 3 определены виды информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД.
Пунктом 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 02 апреля 2013 г. в„– 124 определен адрес официального интернет сайта, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами - www.reformagkh.ru.
В силу части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления МКД лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) уполномочено установить порядок и сроки внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий.
Из пункта 1 письма Минстроя России от 05 августа 2015 г. в„– 24430-АЧ/04 следует, что до утверждения такого порядка прикладывать к заявлению лицензиата копии протокола общего собрания и договора управления, подписанного в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Инспекция как орган государственного жилищного надзора Московской области обязана проверить полноту и достоверность сведений, опираясь, в том числе, на информацию, раскрытую в соответствии с лицензионными требованиями. При подтверждении их полноты и достоверности изменения должны быть внесены в реестр лицензий согласно первоначальной редакции части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в течение трех рабочих дней. При выявлении несоответствий орган государственного жилищного надзора назначает и проводит проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований в сроки, установленные административным регламентом.
В силу части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Вместе с тем, часть 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации связывает право лицензиата осуществлять деятельность по управлению таким домом с указанной даты только при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. в„– 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), который предусматривает в пункте 10 возможность принятия решения о приостановлении заявления.
В пункте 15 Порядка установлено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений (пункт 7 Порядка):
- о внесении изменений в реестр;
- об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
- о приостановлении рассмотрения заявления.
Как следует из пункта 11 Порядка, копия решения инспекции в течение трех дней со дня его принятия направляется лицензиату по адресу, указанному им в заявлении.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое бездействие не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку уведомление ООО "ЖК "Озеры" от 16 февраля 2016 г. содержало все необходимые сведения о протоколах общих собраний и договорах управления многоквартирными домами; адресах многоквартирных домов, в отношении которых заключены договоры управления; о размещении указанных сведений на официальном сайте, что является основанием для внесения административным органом изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в течение трех дней.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права.
В дополнении к кассационной жалобе Госжилинспекция Московской области приводит довод о том, что ООО "ЖК "Озеры" не разместило в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на сайте www.dom.gosuslugi.ru сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку не был заявлен ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Суду кассационной инстанции не предоставлено право сбора и исследования доказательств.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2016 г. по делу в„– А41-21133/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------