Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.03.2016 N Ф05-1183/2016 по делу N А41-36520/15
Требование: О признании незаконным предписания органа местного самоуправления.
Обстоятельства: Органом местного самоуправления предписано демонтировать принадлежащие обществу рекламные конструкции в связи с их установкой без соответствующих разрешений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как рекламные конструкции размещены обществом в соответствии с разрешениями на их установку, кроме того, установлено, что по адресным ориентирам, указанным в приложении к предписанию, никакие рекламные конструкции не установлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2016 г. по делу в„– А41-36520/15

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Красногорская районная рекламная служба": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Истринского муниципального района Московской области: Серегина К.И. (дов. в„– 14 от 13.01.2016 г.);
от третьего лица ФКУ "Центравтомагистраль": не явились, извещены;
от третьего лица ГБУ Московской области "Мосавтодор": не явились, извещены;
рассмотрев 10 марта 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Истринского муниципального района Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 г.,
принятое судьями Немчиновой М.А., Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-36520/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красногорская районная рекламная служба" (ОГРН 1025002872762; 143402, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 5)
к Администрации Истринского муниципального района Московской области (ОГРН 1035003055889; 143500, Московская область, г. Истра, Площадь Революции, д. 4);
о признании незаконным предписания,
третьи лица: Федеральное казенное учреждение "Центравтомагистраль" (125040, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 23); Государственное казенное учреждение Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор" (ОГРН 1025002879626; 143421, Московская область, Красногорский район, 26 км. Автодороги Балтия, бизнес-центр "Рига-Ленд", строение 2),

установил:

Администрация Истринского муниципального района Московской области (далее - Администрация, ответчик), являясь собственником земельных участков, и общество с ограниченной ответственностью "Красногорская районная рекламная служба" (далее - ООО "КРРС", общество, заявитель), являясь владельцем рекламных конструкций, заключили договоры на установку и эксплуатацию рекламных (информационных) конструкций от 24 июля 2013 г. в„– 639, от 15 июля 2013 г. в„– 752, в„– 744, в„– 745, в„– 748, в„– 747, в„– 749, в„– 742, в„– 731, в„– 732, в„– 733, в„– 737, от 23 июля 2012 г. в„– 33, от 24 июля 2013 г. в„– 632, в„– 633, в„– 635, в„– 636, в„– 607, в„– 643, от 23 июля 2012 г. в„– 35, в„– 34.
Администрацией Истринского муниципального района Московской области обществу выданы разрешения на установку объектов наружной рекламы и информации в„– 2788, 2901, 2893, 2894, 2897, 2896, 2898, 2891, 2880, 2881, 2882, 2886, 2257, 2756, 2781, 2782, 2784, 2785, 2792, 2259, 2258.
23 апреля 2015 г. Администрацией Истринского муниципального района Московской области был осуществлен осмотр автомобильных дорог в Истринском муниципальном районе Московской области, по результатам которого составлен Акт о выявлении рекламных конструкций, установленных без разрешений на территории Истринского муниципального района Московской области от 23 апреля 2015 г. в„– 9.
По итогам проведенного осмотра обществу выдано предписание на демонтаж незаконных рекламных конструкций от 24 апреля 2015 г. в„– 9, в котором указано на необходимость в течение месяца демонтировать рекламные конструкции, расположенные по адресам:
- в/д ММК - П. Слобода - Нахабино, 6 км + 750 м слева;
- а/д БМК, Минско-Волоколамское ш., 58 км + 760 м, слева;
- а/д БМК, Волоколамско-Ленинградское ш., 2 км + 050 м, слева;
- а/д БМК, Волоколамско-Ленинградское ш., 2 км + 370 м, справа;
- а/д БМК, Волоколамско-Ленинградское ш., 8 км + 750 м, справа;
- а/д БМК, Волоколамско-Ленинградское ш., 8 км + 770 м, слева;
- а/д БМК, Волоколамско-Ленинградское ш., 8 км + 890 м, слева;
- Волоколамское ш., 61 км + 720 м, справа;
- Волоколамское ш., 63 км + 340 м, слева;
- а/д МР - Бужарово - Савельево - Румянцево, 0 км + 950 м, слева;
- а/д МР - Бужарово - Савельево - Румянцево, 5 км + 270 м, слева;
- а/д МР - Бужарово - Савельево - Румянцево, 5 км + 300 м, справа;
- а/д МР - Бужарово - Савельево - Румянцево, 5 км + 890 м, справа;
- а/д МР - Бужарово - Савельево - Румянцево, 5 км + 900 м, слева;
- а/д МР - Бужарово - Савельево - Румянцево, 6 км + 900 м, слева;
- а/д МР - Бужарово - Савельево - Румянцево, 7 км + 450 м, слева;
- а/д МР - Бужарово - Савельево - Румянцево, 7 км + 600 м, справа;
- а/д МР - Бужарово - Савельево - Румянцево, 7 км + 630 м, справа;
- а/д МР - Бужарово - Савельево - Румянцево, 8 км + 900 м, слева;
- а/д МР - Бужарово - Савельево - Румянцево, 18 км + 220 м, справа;
- а/д МР - Бужарово - Савельево - Румянцево, 18 км + 330 м, справа;
- а/д ММК, Можайско-Волоколамское ш., 28 км + 450 м, слева;
- а/д ММК, Можайско-Волоколамское ш., 31 км + 370 м, справа;
- а/д МР - Бужарово - Савельево - Румянцево, 2 км + 660 м, слева.
Считая свои права нарушенными, ООО "КРРС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Истринского муниципального района Московской области о признании незаконным предписания от 25 апреля 2015 г. в„– 9 на демонтаж незаконных рекламных конструкций.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное учреждение Московской области "Мосавтодор" (далее - ГБУ "Мосавтодор") и Федеральное казенное учреждение "Центравтомагистраль" (далее - ФКУ "Центравтомагистраль").
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что по месту, обозначенному в предписании, рекламных конструкций общества не имеется, следовательно, ответственность за неисполнение предписания на заявителя возложена быть не может. Суд не усмотрел нарушения прав и законных интересов общества фактом вынесения предписания от 24 апреля 2015 г. в„– 9, поскольку таковое ввиду отсутствия по указанным в нем адресным ориентирам каких-либо рекламных конструкций фактически не подлежало исполнению.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 г. решение суда первой инстанции отменено, признано незаконным предписание в„– 9 от 24 апреля 2015 г. Администрации Истринского муниципального района Московской области, выданное ООО "КРРС" на демонтаж незаконных рекламных конструкций.
В кассационной жалобе Администрация Истринского муниципального района Московской области просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя и третьих лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 15.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе. Порядок выдачи и аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района регулируется статьей 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Частью 1 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Согласно частям 5, 5.1 названной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
В силу частей 9, 13 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев (часть 17 статьи 19 Закона о рекламе).
В силу пункта 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
При невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции (часть 22 статьи 19 Закона о рекламе).
Предписание представляет собой акт государственного органа, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Содержание предписания предполагает указание на нарушенную норму закону, четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Предписание должно быть исполнимым.
Неопределенность и неисполнимость выданного предписания влечет признание его недействительным.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Администрации является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку неисполнение предписания влечет законодательно установленную ответственность и создает негативные последствия для общества.
При этом судом установлено, что рекламные конструкции размещены в соответствии с выданными для них разрешениями на установку объектов наружной рекламы и информации, сроком действия до 31 июля 2018 г.
Судом также принято во внимание, что из совместных актов комиссионного осмотра места установки (нахождения) рекламной конструкции, составленных представителями Администрации Истринского муниципального района Московской области и ООО "КРРС", от 10 сентября 2015 г., от 07 сентября 2015 г., от 04 сентября 2015 г., от 02 сентября 2015 г. следует, что по адресным ориентирам, указанным в приложении к предписанию, никакие рекламные конструкции не установлены (имеются информационные указатели, дорожные знаки, развилки дорог, дорожные мосты, свободная от каких-либо конструкций обочина дороги).
13-14 октября 2015 г. между представителями Администрации Истринского муниципального района Московской области и ООО "КРРС" составлены совместные акты комиссионного осмотра, из содержания которых следует, что 02 октября 2015 г. сторонами производился осмотр с целью факта нахождения или отсутствия рекламной конструкции ООО "КРРС" по адресу, указанному в разрешении на установку рекламной конструкции.
По результатам осмотра было установлено, что рекламные конструкции ООО "КРРС" расположены по адресам, указанным в разрешениях на установку объектов наружной рекламы и информации в„– 2788, 2901, 2893, 2894, 2897, 2896, 2898, 2891, 2880, 2881, 2882, 2886, 2257, 2756, 2781, 2782, 2784, 2785, 2792, 2259, 2258, с учетом незначительных отклонений по метражу, по адресным ориентирам, обозначенным в поименованных разрешениях.
Таким образом, Администрацией Истринского муниципального района Московской области не доказана обоснованность выдачи оспариваемого по настоящему делу предписания на демонтаж рекламных конструкций, а отсутствие рекламных конструкций по адресным ориентирам, указанным в предписании, указывает на неисполнимость выданного предписания.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом, однако при установленных судами обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 г. по делу в„– А41-36520/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Истринского муниципального района Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------