Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.07.2016 N Ф05-9881/2016 по делу N А41-78918/15
Требование: О признании незаконными отказов регистрирующего органа, об обязании произвести государственную регистрацию права федеральной собственности.
Обстоятельства: Регистрирующим органом отказано в государственной регистрации права собственности РФ на земельные участки с указанием на то, что документы, подтверждающие, что на спорных земельных участках расположены объекты, входящие в состав федеральной энергетической системы снабжения, не представлены.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящими в единую систему газоснабжения РФ, являются собственностью РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. по делу в„– А41-78918/15

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от заявителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области Переплетовой К.Ю. по доверенности от 02 декабря 2015 года в„– Д 107-622
от заинтересованного лица (ответчика) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Новикова С.В. по доверенности от 16 декабря 2015 года в„– 469-Д
от третьих лиц Общества с ограниченной ответственности "Газпром трансгаз Москва" Егорова С.В. по доверенности от 30 ноября 2015 года в„– 835
от Администрации Наро-Фоминского муниципального района представитель не явился, извещен
от Администрации городского округа Балашиха представитель не явился, извещен
от Администрации Ленинского муниципального района Московской области представитель не явился, извещен
от Администрации городского округа Климовск Московской области представитель не явился, извещен
от Департамента городского имущества города Москвы представитель не явился, извещен
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве представитель не явился, извещен
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве представитель не явился, извещен
рассмотрев 19 июля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 10 февраля 2016 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Федуловой Л.В.
на постановление от 27 апреля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Боровиковой С.В., Марченковой Н.В., Коноваловым С.А.
по делу в„– А41-78918/15
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ Росимущества в Московской области, ОГРН 1097746296977)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управление Росреестра по Московской области, ОГРН 1047727043561)
о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия
третьи лица ПАО "Газпром" (филиал Общество с ограниченной ответственности "Газпром трансгаз Москва" (ООО "Газпром трансгаз Москва", ОГРН 1025000653920), Администрация Наро-Фоминского муниципального района (ОГРН 1035005901820), Администрация городского округа Балашиха (ОГРН 1025000509423), Администрация Ленинского муниципального района Московской области (ОГРН 1025000661421), Администрация городского округа Климовск Московской области (ОГРН 1035004150257), Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве, ОГРН 1097746680822), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ТУ Росимущества в городе Москве, ОГРН 1097746349535)

установил:

ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управление Росреестра по Московской области о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности от 23 июля 2015 года в„– в„– 50-50/001-50/001/4/2015-3136, 50-50/001-50/001/4/2015-3136-3122, 50-50/001-50/001/4/2015-3158, 50-50/001-50/001/4/2015-3159, 50-50/001-50/001/4/2015-3148, 50-50/001-50/001/4/2015-3125 на земельные участки с кадастровыми номерами 50:26:100302:61 площадью 3700 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г. Наро-Фоминск, ул. Ленина, 50:15:040901:12 площадью 11846 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, севернее с. П. - Покровское, 50:15:0040405:289 площадью 919 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, вблизи с. Н. - Трубецкое, 50:21:0070106:131 площадью 2430 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, в районе п/о Петровское, 50:26:0160101:231 площадью 1682 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, вблизи д. Малые Горки, участок в„– 1, 50:56:0000000:7 площадью 2325 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Климовск, ГРС "Климовск"; об обязании произвести государственную регистрацию права федеральной собственности на земельные участки с указанными кадастровыми номерами.
В качестве третьих лиц по делу привлечены ООО "Газпром трансгаз Москва", Администрация Наро-Фоминского муниципального района, Администрация городского округа Балашиха, Администрация Ленинского муниципального района Московской области, Администрация городского округа Климовск Московской области, Департамент городского имущества города Москвы, Управление Росреестра по Москве, ТУ Росимущества в городе Москве.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2016 года, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, так как не рассмотрен вопрос о несоответствии размеров площади заявленных на государственную регистрацию земельных участков и площади объектов расположенных на данных участках.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ТУ Росимущества в Московской области и ООО "Газпром трансгаз Москва" возражали против ее удовлетворения.
Представители Администрации Наро-Фоминского муниципального района, Администрации городского округа Балашиха, Администрации Ленинского муниципального района Московской области, Администрации городского округа Климовск Московской области, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ТУ Росимущества в городе Москве, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что в собственности ОАО "Газпром" находятся объекты, принадлежащие субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической связью.
Данные объекты расположены на следующих земельных участках с кадастровыми номерами 50:26:100302:61 площадью 3700 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г. Наро-Фоминск, ул. Ленина, 50:15:040901:12 площадью 11846 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, севернее с. П. - Покровское, 50:15:0040405:289 площадью 919 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, вблизи с. Н. - Трубецкое, 50:21:0070106:131 площадью 2430 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, в районе п/о Петровское, 50:26:0160101:231 площадью 1682 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, вблизи д. Малые Горки, участок в„– 1, 50:56:0000000:7 площадью 2325 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Климовск, ГРС "Климовск".
10 июня 2015 года ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки с приложением необходимых документов.
Сообщениями от 23 июля 2015 года в„– в„– 50-50/001-50/001/4/2015-3136, 50-50/001-50/001/4/2015-3136-3122, 50-50/001-50/001/4/2015-3158, 50-50/001-50/001/4/2015-3159, 50-50/001-50/001/4/2015-3148, 50-50/001-50/001/4/2015-3125 Управлением Росреестра по Московской области отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, поскольку документы, подтверждающие, что на спорных земельных участках расположены объекты, входящие в состав федеральной энергетической системы снабжения не представлены.
В соответствии со статьей 16 Федеральный закон от 21 июля 1997 года в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органам государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с кадастровыми паспортами, указанные земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения объектов энергетический системы газоснабжения которые в соответствии с кадастровым паспортом отнесены к категории земель - земли промышленности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием - под газораспределительные станции (ГРС), то есть для размещения объектов энергетический системы газоснабжения.
В силу статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; специального назначения; иным территориальным зонам.
Согласно частям 1, 4 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, суды посчитали, что в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
При этом опровергая доводы ответчика, суды указали, что Федеральным законом от 31 марта 1999 года в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона о газоснабжении единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2016 года по делу в„– А41-78918/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------