Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.07.2016 N Ф05-9443/2016 по делу N А41-82186/2015
Требование: О признании незаконным бездействия и обязании принять решение о предоставлении земельного участка.
Обстоятельства: Общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка под размещение торговых павильонов. Ответ на заявление не получен.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт бездействия подтвержден, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования населения о предоставлении участка для строительства, материалами дела подтверждено, что информирование населения органом местного самоуправления осуществлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. по делу в„– А41-82186/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Русаковой О.И.,
судей Кольцовой Н.Н., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца ООО "Сталкер" - представитель не явился, извещен,
от ответчика Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области Каравайкина Т.И., доверенность от 19.05.2016,
Правительство Московской области - представитель не явился, извещен Министерство имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев 14 июля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
на постановление от 22 марта 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Мищенко Е.А.,
по иску ООО "Сталкер" (ИНН 5044075010, ОГРН 1105044002348)
к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
о признании незаконным бездействия и обязании принять решение о предоставлении земельного участка,
третьи лица: Правительство Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сталкер" (далее - ООО "Сталкер", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом его уточнений, к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - Администрация) о признании незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении ООО "Сталкер" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:5143, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства (под размещение торговых павильонов), общая площадь 536 +/- 8 кв. м, местоположение: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Солнечногорск, г. Солнечногорск, ул. Ухова южная часть кадастрового квартала 50:09:0080104; об обязании Администрации принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:5143, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства (под размещение торговых павильонов), общая площадь 536 +/- 8 кв. м, местоположение: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Солнечногорск, г. Солнечногорск, ул. Ухова южная часть кадастрового квартала 50:09:0080104.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Московской области (далее - Правительство) и Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минимущество).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.01.2016 заявленные требования общества удовлетворены в части признания незаконным бездействия Администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:5143, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства (под размещение торговых павильонов), общая площадь 536 +/- 8 кв. м, местоположение: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Солнечногорск, г. Солнечногорск, ул. Ухова южная часть кадастрового квартала 50:09:0080104. Суд также обязал Администрацию рассмотреть заявление общества о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением от 22.03.2016 Десятого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции в части обязания Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Сталкер" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:5143, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства (под размещение торговых павильонов), общая площадь 536 +/- 8 кв. м, местоположение: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Солнечногорск, г. Солнечногорск, ул. Ухова южная часть кадастрового квартала 50:09:0080104, отменено. Суд обязал Администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Сталкер" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:5143, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства (под размещение торговых павильонов), общая площадь 536 +/- 8 кв. м, местоположение: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Солнечногорск, г. Солнечногорск, ул. Ухова южная часть кадастрового квартала 50:09:0080104.
Не согласившись с постановлением суда, Администрация просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом нормы подп. 3 п. 4 ст. 30, п. 3, п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ, поскольку публичного информирования о предстоящем предоставлении земельного участка ООО "Сталкер" по вышеуказанному адресу не производилось. Между тем, как полагает заявитель, с учетом системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования. По мнению Администрации, распечатка с сайта Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, на которую сослался апелляционный суд, не подтверждает данного обстоятельства.
В суде кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы и требования кассационной жалобы и не возражал против приобщения к материалам дела поступившего в суд в электронном виде отзыва ООО "Сталкер" на кассационную жалобу.
Представитель ООО "Сталкер" в суд не явился. От общества поступило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. ООО "Сталкер" извещено в установленном законом порядке о месте и времени судебного разбирательства по кассационной жалобе, судом приняты все меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, с направлением по имеющимся в деле адресам судебных извещений. Информация о судебном заседании своевременно размещена судом кассационной инстанции в картотеке арбитражных дел на сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети Интернет согласно отчету о публикации судебного акта.
В данном случае, неявка лица, участвующего в деле, в судебное заседание при надлежащем его извещении не препятствует в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрению дела в настоящем судебном заседании.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Кассационная коллегия учитывает, что Администрацией обжалуется постановление суда только в части обязания Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Сталкер" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:5143, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства (под размещение торговых павильонов), общая площадь 536 +/- 8 кв. м, местоположение: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Солнечногорск, г. Солнечногорск, ул. Ухова южная часть кадастрового квартала 50:09:0080104, оснований для пересмотра судебного акта о признании незаконным бездействия Администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:5143, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства (под размещение торговых павильонов), общая площадь 536 +/- 8 кв. м, местоположение: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Солнечногорск, г. Солнечногорск, ул. Ухова южная часть кадастрового квартала 50:09:0080104.
В связи с чем у кассационной коллегии не имеется оснований для пересмотра судебного акта в части признания незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении ООО "Сталкер" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:5143, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства (под размещение торговых павильонов), общая площадь 536 +/- 8 кв. м, местоположение: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Солнечногорск, г. Солнечногорск, ул. Ухова южная часть кадастрового квартала 50:09:0080104. В указанной части судебный акт не обжалуется.
Арбитражный суд кассационной инстанции, выслушав представителя Администрации, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, находит кассационную жалобу обоснованной, подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в 2013 году общество обратилось в администрацию с заявлением о выборе земельного участка под размещение торговых павильонов в городе Солнечногорске Московской области.
В связи с отсутствием со стороны Администрации ответа на заявление общества от 28.08.2015 о предоставлении в аренду земельного участка с КН 50:09:0080104:5143, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривал, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как следует из названных положений, до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков, что призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Аналогичная правовая позиция, изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года в„– 4224/10.
Способ информирования населения о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства не определен законодателем.
Однако следует учитывать, что само по себе отсутствие прямого указания в законе на способ информирования населения не освобождает орган местного самоуправления от обязанности размещать такие объявления способом, позволяющим обеспечить справедливость, публичность, открытость, прозрачность процедуры предоставления земельного участка и привлечение возможно большего количества заинтересованных лиц.
Принимая решение об удовлетворении заявления общества об обязании Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Сталкер" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:5143, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства (под размещение торговых павильонов), общая площадь 536 +/- 8 кв. м, местоположение: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Солнечногорск, г. Солнечногорск, ул. Ухова южная часть кадастрового квартала 50:09:0080104, апелляционный суд исходил из соблюдения Администрацией процедуры информирования населения, сославшись на представленную в обоснование вышеназванного копию распечатки с официального сайта Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области том, что информационное сообщение о предстоящем предоставлении ООО "Сталкер" в аренду спорного земельного участка было опубликовано 13 июля 2013 года.
Между тем, вывода апелляционного суда о соблюдении Администрацией процедуры информирования населения со ссылкой на представленную ООО "Сталкер" распечатку с официального сайта Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о том, что информационное сообщение о предстоящем предоставлении ООО "Сталкер" в аренду спорного земельного участка было опубликовано 13 июля 2013 года, не соответствует действительности, поскольку такого информационного сообщения на сайте Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области в сети интернет (http://solreg.ru) по адресу http://solreg.ru/postersc не размещалось, что подтверждается соответствующей распечаткой с сайта Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области по вышеуказанному адресу (http://solreg.ru/postersc), письмом от 17.12.2015 (т. 1 л.д. 65).
Администрация отрицала факт размещения такого информационного сообщения на сайте Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области в сети интернет.
Доказательств иного информирования населения в том смысле, который придан ему ч. 3 ст. 31 ЗК РФ, не представлено.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу о несоблюдении Администрацией процедуры информирования населения в отношении указанного участка.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление от 22 марта 2016 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А41-82186/2015 отменить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 января 2016 года по настоящему делу оставить в силе.

Председательствующий судья
О.И.РУСАКОВА

Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
О.А.ШИШОВА


------------------------------------------------------------------