По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.05.2016 N Ф05-5780/2016 по делу N А41-63671/15
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, обязании выдать разрешение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован несоответствием объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, в части площади участка и отсутствием градостроительного плана участка, соответствующего правоустанавливающим документам.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку перечень документов, приложенных заявителем, соответствует требованиям ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, отсутствие в разрешении на строительство изменений относительно площади участка, на котором расположен объект, не должно препятствовать выдаче заявителю разрешения на введение объекта в эксплуатацию.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2016 г. по делу в„– А41-63671/15
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "КАСКАД" Купряковой Г.В. по доверенности от 10 сентября 2015 года, Плешкова В.И. по доверенности от 11 января 2016 года, Ломанова И.Н. по доверенности от 11 января 2016 года
от заинтересованного лица (ответчика) Министерства строительного комплекса Московской области Молчановой Л.Г. по доверенности в„– 111 от 07 2015 года
рассмотрев 05 мая 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области
на решение от 11 ноября 2015 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Богатиной Ю.Г.
на постановление от 03 февраля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.
по делу в„– А41-63671/15
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КАСКАД" (ООО "КАСКАД", ОГРН 1085032005343)
к Министерству строительного комплекса Московской области (ОГРН 1125024004973)
о признании незаконным отказа
третье лицо Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004066966)
установил:
ООО "КАСКАД" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области с заявлением о признании незаконным отказа, оформленного уведомлением от 09 июля 2015 года, в выдаче разрешения ООО "КАСКАД" на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - складского здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53, общей площадью 7204 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, Одинцово, ул. Маковского, д. 3; об обязании выдать ООО "КАСКАД" разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - складского здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53, общей площадью 7204 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, Одинцово, ул. Маковского, д. 3.
В качестве третьего лица по делу привлечена Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2016 года, заявление удовлетворено.В кассационной жалобе Министерство строительного комплекса Московской области просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права - частей 21.7, 21.10 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик утверждает, что земельный участок, в отношении которого был выдан ГПЗУ, аннулирован в связи с его разделом. Заявителем представлен градостроительный план несуществующего земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "КАСКАД" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Министерства строительного комплекса Московской области поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ООО "КАСКАД" возражали против ее удовлетворения.
Представитель Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "КАСКАД" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:4 площадью 18149 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства многоуровневого паркинга с административно-складским комплексом и торговыми площадями, расположенным по адресу: Московская область, Одинцовский район, Одинцово, ул. Маковского, д. 3.
Постановлением Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 26 декабря 2008 года в„– 444 утвержден градостроительный план от 26 декабря 2008 года в„– RU50511105-01.1.1.200800033 земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:4, согласно которому назначение объекта капитального строительства - административное здание, складское здание, площадь застройки - определить проектом.
В целях осуществления строительства на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:4 ООО "КАСКАД" получило разрешение на строительство от 26 декабря 2008 года в„– RU 50511000-350 со сроком действия, продленным до 30 июня 2012 года.
На основании решения единственного участника ООО "КАСКАД" от 02 ноября 2010 года земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:4 разделен на два земельных участка площадью 7204 кв. м и 10945 кв. м, что также подтверждается кадастровой выпиской от 17 сентября 2015 года.
Земельный участок площадью 7204 кв. м поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:20:0030205:53, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства производственной базы, с местоположением: Московская область, Одинцовский район, Одинцово, ул. Маковского, д. 3, что подтверждается кадастровой выпиской от 17 сентября 2015 года в„– МО-15/ЗВ-1856545.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21 ноября 2014 года земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:53 принадлежит ООО "КАСКАД" на праве собственности.
На земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53 в соответствии с разрешением на строительство от 26 декабря 2008 года в„– RU 50511000-350 возведено складское здание.
ООО "КАСКАД" обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлениями о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 04 июня 2015 года и от 30 июня 2015 года.
По итогам рассмотрения заявлений Министерство строительного комплекса Московской области направило в адрес ООО "КАСКАД" уведомление от 09 июля 2015 года об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, указав в обоснование на несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство в части площади земельного участка и на отсутствие градостроительного плана земельного участка, соответствующего правоустанавливающим документам.
Согласно пункту 1 статья 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
В силу пункта 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прикладывается градостроительный план земельного участка.
Частью 11 статьи 51 ГрК РФ установлены действия, совершаемые уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, при получении заявления о выдаче разрешения на строительство.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Положения части 13 статьи 51 ГрК РФ содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 10 статьи 51 ГрК РФ недопустимо требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением предусмотренных действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, исследованных судами, ООО "КАСКАД" обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлениями о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию складского здания, возведенного на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53.
Из выписок из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов от получателя/представителя Министерства строительного комплекса Московской области от 10 июня 2015 года и от 30 июня 2015 года видно, что к заявлениям о выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию ООО "КАСКАД" приложило: разрешение на строительство от 26 декабря 2008 года в„– RU 50511000-350; технический план здания; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный уполномоченным лицом; схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство; градостроительный план от 26 декабря 2008 года в„– RU50511105-01.1.1.200800033 земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:4; свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:53; копию кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53; справку о выполнении технических условий.
Таким образом, перечень документов, приложенных к заявлениям ООО "КАСКАД" от 10 июня 2015 года и от 30 июня 2015 года соответствует требованиям части 3 статьи 55 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.
Суды указали, что как подтверждается кадастровой выпиской от 17 сентября 2015 года земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:4 преобразован в результате раздела на земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030205:53 и 50:20:0030205:54.
Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:4 снят с кадастрового учета 18 февраля 2011 года.
ООО "КАСКАД" представило в Министерство строительного комплекса Московской области кадастровую выписку о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53, из графы 5 которой следует, что он образован из земельного участка с кадастровом номером 50:20:0030205:4.
В соответствии с частью 5 статьи 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно части 4 статьи 41 ГрК РФ в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется.
Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ участка, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка, информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на таком земельном участке.
Впоследствии градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (часть 1, пункт 2 части 7 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ).
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Как следует из материалов дела, исследованных судами, в целях строительства административного и складского здания на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:4 Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области утвержден градостроительный план такого участка от 26 декабря 2008 года в„– RU50511105-01.1.1.200800033, а также выдано разрешение на строительство от 26 декабря 2008 года в„– RU 50511000-350.
В соответствии с частью 21.7 статьи 51 ГрК РФ в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.
При этом, в силу части 21.10 статьи 51 ГрК РФ лица, указанные в частях 21.5 - 21.7 и 21.9 настоящей статьи, обязаны уведомить в письменной форме о переходе к ним прав на земельные участки, права пользования недрами, об образовании земельного участка уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
Как установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:4, принадлежавший на праве собственности ООО "КАСКАД" разделен, в результате чего образованы земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030205:53 и 50:20:0030205:54, на которые также зарегистрировано право собственности ООО "КАСКАД".
При этом градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:53 в связи с преобразованием земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:4 выдан не был.
Таким образом, согласно положениям части 21.7 статьи 51 ГрК РФ градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:4 не утратил силу.
Согласно части 6 статьи 55 ГрК РФ для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи; несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации.
Исходя из нормы части 21.7 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство сохраняется и в случаях образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством.
Установив данные обстоятельства, суды посчитали, что не имеет правового значения для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию построенного складского здания площадь земельного участка и сам земельный участок, указанные в разрешении на строительство, в связи с чем отсутствие в данном разрешении соответствующих изменений относительно площади земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, не должно препятствовать выдаче заявителю разрешения на введение данного объекта строительства (крытой автостоянки) в эксплуатацию.
При этом в силу действующего законодательства отсутствие градостроительного плана на образованный в результате раздела земельный участок не является безусловным основанием для отказа в выдаче обществу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Заявитель вправе был осуществлять строительство на таком земельном участке на условиях, содержащихся в разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством, без получения градостроительного плана на вновь образованный земельный участок, поэтому основания для отказа, предусмотренные ГрК РФ, отсутствовали.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53 внесены в ГКН 18 октября 2010 года, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:4 снят с кадастрового учета 18 февраля 2011 года.
Между тем, соответствующие изменения не были внесены Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области в разрешение на строительство от 26 декабря 2008 года в„– RU 50511000-350 при последовательном продлении его срока действия до 30 января 2011 года, 30 июня 2012 года.
При этом доказательств недействительности разрешения на строительство от 26 декабря 2008 года в„– RU 50511000-350 не представлено.
В связи с этим, учитывая, что ООО "КАСКАД" при обращении с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию представило в Министерство строительного комплекса Московской области все необходимые документы, позволяющие идентифицировать объект строительства и земельный участок, на котором возведен такой объект, суды обоснованно признали оспариваемый отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выраженный в уведомлении от 09 июля 2015 года, несоответствующим требованиям градостроительного законодательства.
Кроме этого, суды также правильно указали, что складское здание возведено на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53, который, в свою очередь, составляет часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:4, на которой в соответствии с градостроительным планом определено размещение данного объекта.
При этом отклонений от параметров строительства, указанных в разрешении, отклонений от проектной документации возведенного объекта, не установлено, так же как и расположения возведенного складского здания с нарушением параметров, отображенных в ГПЗУ.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2016 года по делу в„– А41-63671/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
В.А.ДОЛГАШЕВА
------------------------------------------------------------------