Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.08.2016 N Ф05-11389/2016 по делу N А41-96006/2015
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок, обязании произвести государственную регистрацию.
Обстоятельства: Заявителю отказано в государственной регистрации в связи с тем, что им не были представлены правоустанавливающие документы в отношении спорного земельного участка, а также документы, подтверждающие, что на данном участке расположены объекты, находящиеся в собственности РФ.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявителем на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. по делу в„– А41-96006/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Богомолов С.В. по дов. от 18.08.2015 в„– 444/Д-07,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен,
от третьих лиц - публичного акционерного общества "Газпром" - Казакова Н.П. по дов. от 05.12.2015 в„– 857,
Администрация Волоколамского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
Министерства имущественных отношений МО - не явился, извещен,
рассмотрев 04 августа 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области
на постановление от 06 мая 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е., Мищенко Е.А.,
по делу в„– А41-96006/2015,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок,
третьи лица: Администрация Волоколамского муниципального района Московской области, публичное акционерное общество "Газпром", Министерство имущественных отношений Московской области

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управление государственным имуществом в Московской области (далее - заявитель, ТУ ФАУГИ в МО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ Управления от 08.09.2015 в„– 50-50/001-50/001/004/2015-6842 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:07:0020206:490;
- обязать Управление произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:07:0020206:490.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация Волоколамского муниципального района Московской области, публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром"), Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Десятый арбитражный апелляционный суд определением от 05 апреля 2016 года перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции, поскольку было установлено отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств надлежащего извещения судом первой инстанции Администрации Волоколамского муниципального района Московской области, привлеченной в качестве третьего лица, о времени и месте проведения судебного заседания. Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 мая 2016 года решение суда первой инстанции отменено по безусловному основанию, отказ Управления признан незаконным, требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, апелляционный исходил из того, что заявитель представил на государственную регистрацию все необходимые документы в соответствии со статьями 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), отвечающие требованиям статьи 18 названного Закона.
Не согласившись с судебным актом апелляционного суда, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемое постановление суда отменить как незаконное.
В обоснование своей правовой позиции заинтересованное лицо указало, что ТУ ФАУГИ в МО не были представлены документы, подтверждающие, что объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0020206:490, входят в состав единой системы газоснабжения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, представитель ПАО "Газпром" поддержал правовую позицию заявителя, просил оспариваемое постановление суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ПАО "Газпром" на праве собственности принадлежит "Газопровод-отвод" и здание газораспределительной станции. Наземные части указанного подземного газопровода, необходимые для его обслуживания, расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0020206:490, категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения". Установленное разрешенное использование - под газораспределительной станцией "Ярополец" на газопроводе-отводе к ГРС "Ярополец" от магистрального газопровода "Серпухов-Ленинград".
Заявитель подал в Управление заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Решением от 08.09.2015 в„– 50-50/001-50/001/004/2015-6842 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок со ссылкой на то, что у ТУ ФАУГИ в МО не представлены правоустанавливающие документы в отношении земельного участка, а также документы, подтверждающие, что на земельном участке расположены объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Считая, что оспариваемый отказ в государственной регистрации является незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с указанными требованиями.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона о регистрации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 18 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Закона в„– 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Как правильно указано в оспариваемом судебном акте, право собственности на указанные выше объекты, расположенные на спорном земельном участке, зарегистрировано за ПАО "Газпром", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 15.04.2011 в„– 50-АБ в„– 766444 (Газопровод-отвод) и 50-АБ в„– 766442 (газораспределительная станция).
Из кадастрового паспорта на рассматриваемый земельный участок следует, что данный земельный участок с кадастровым номером 50:07:0020206:490 используется под газораспределительной станцией "Ярополец" на газопроводе-отводе к ГРС "Ярополец" от магистрального газопровода "Серпухов-Ленинград".
Факт расположения наземных частей газопровода на спорном земельном участке подтверждается также кадастровым делом на земельный участок.
Судами установлено, что спорный земельный участком относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами, и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
Отклоняя доводы кассационной жалобы касательно отсутствия в кадастровом паспорте сведений о расположенных в границах земельного участка объектов недвижимости, кассационная коллегия отмечает, что факт расположения наземных частей газопровода на спорном земельном участке подтверждается кадастровыми выписками в отношении земельного участка, кадастровым паспортом и кадастровым делом в отношении земельного участка.
Осуществляя проверку законности оспариваемого отказа, апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу, что заявителем предоставлены все необходимые документы в соответствии с названными выше положениями Закона о регистрации.
Все доводы кассационной жалобы, повторяющие по существу доводы апелляционной жалобы, обсуждены и отклонены судами по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения.
Несогласие Управления с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом, суд кассационной инстанции отмечает, что доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 мая 2016 года по делу в„– А41-96006/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------