По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.10.2016 N Ф05-13149/2016 по делу N А41-84141/2015
Требование: Об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах поворотных точек границ земельного участка в части их пересечения с границами лесного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о пересечении границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2016 г. по делу в„– А41-84141/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 3 октября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ТУ Росимущества в МО - извещено, представитель не явился,
от заинтересованного лица: ОАО "Агропромышленный комплекс "Старониколаевский" - Дорофеев О.Е. доверенность от 01 сентября 2016 года,
ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: администрация Рузского мун. р-на МО - Щелкунова К.Г. доверенность от 04 мая 2016 года в„– 09/2016,
кадастровый инженер Белогубов Я.В. - извещено, представитель не явился,
Комитет лесного хозяйства Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 29 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 19 апреля 2016 года,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 15 июля 2016 года,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Закутской С.А., Мальцевым С.В.,
по заявлению ТУ Росимущества в Московской области (ОГРН: 1097746296977)
об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах поворотных точек границ земельного участка, установлении границ земельного участка,
к ОАО "Агропромышленный комплекс "Старониколаевский", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области
третьи лица: администрация Рузского мун. р-на МО, кадастровый инженер Белогубов Я.В., Комитет лесного хозяйства Московской области,
установил:
ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и ОАО "Агропромышленный комплекс "Старониколаевский" исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 в части их пересечения с границами лесного участка с условным (кадастровым) номером 50-50-98/009/2009-424 в координатах характерных точек границ согласно заключению экспертизы; установить часть границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 и границы лесного участка с условным (кадастровым) номером 50-50-98/009/2009-424 в координатах поворотных точек границ согласно заключению экспертизы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет лесного хозяйства МО (далее - комитет) обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы об установлении границ с нарушением норм действующего законодательства, в отсутствие согласования уполномоченного органа со стороны Российской Федерации - ТУ Росимущества по Московской области. В результате границы данного участка были установлены таким образом, что в его территорию вошел участок лесного фонда. Категория участка лесного фонда при этом не изменялась, перевод земель из одной категории в другую не осуществлялся, а также о надлежащем способе защиты права.
ТУ Росимущества в МО, ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО, кадастровый инженер Белогубов Я.В., Комитет лесного хозяйства Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.fasmo.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.
В судебном заседании и представленном отзыве представитель ОАО "Агропромышленный комплекс "Старониколаевский" (далее - общество) возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Представитель Администрация Рузского мун. р-на МО (далее - администрации) в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы просит судебные акты оставить без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, при проведении анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 и границ земель лесного фонда в Звенигородском сельском участковом лесничестве установлено, что имеется наложение границ данных земельных участков.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ТУ Росимущества в Московской области в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об избрании ТУ Росимущества в МО ненадлежащего способа защиты своего нарушенного права.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 данного Кодекса способами.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно абзацу 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07 октября 2015 года в„– 305-КГ15-7535 по делу в„– А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Частью 4 статьи 40 указанного Закона установлено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (пункт 5 статьи 40 Закона о кадастре).
Как установлено судами, ОАО "АПК "Старониколаевский" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:16 общей площадью 12 750 000 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, Старониколаевский с.о., ОАО "АПК "Старониколаевский".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17 февраля 2015 года граница земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 состоит из 149 контуров и определена в установленном законом порядке.
В газете "Красное знамя" от 03 июля 2014 года в„– 26 было сделано извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 со смежными землепользователями.
В материалы дела акт согласования границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 не представлен.
Между тем, исходя из положений статей 16, 22, 38 Закона о кадастре границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 не могли быть установлены в отсутствие согласования всех смежных землепользователей.
При этом в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 с землями лесного фонда.
Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 в установленном законом порядке оспорена не была.
Кроме того, лесоустройство участков в Звенигородском сельском участковом лесничестве Московской области, в том числе участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/009/2009-424 общей площадью 17 000 га, начатое еще в 2006 году, до настоящего времени не закончено. Материалов лесоустройства не имеется.
ФГУП "Рослесинфорг" сообщило о том, что не располагает материалами лесоустройства 2005 - 2008 годов в отношении лесных участков Рузского района площадью 17 405 га, в т.ч. оригиналом плана лесных участков.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, представив кадастровое дело на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:16, указало на невозможность представления кадастрового дела и землеустроительной документации на земельный участок с условным кадастровым номером 50-50-98/009/2009-424 в связи с недостаточностью информации для его поиска.
Каких-либо доказательств наложения спорных земельных участков в материалы дела не представлено.
Поскольку границы лесного участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/009/2009-424 общей площадью 17 405 га, находящегося в Звенигородском сельском участковом лесничестве Рузского района Московской области, в установленном законом порядке не определены, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств наложения земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 на земли лесного фонда.
Несостоятельны доводы заявителя кассационной жалобы относительно нарушения судом норм процессуального права, в связи с отклонением судом первой инстанции ходатайства о проведении судебной экспертизы по делу.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы судом неоднократно предлагалось сторонам рассмотреть вопрос о назначении по делу экспертизы (определения от 25 января 2016 года, 3 марта 2016 года). Заявленное ТУ Росимущества в Московской области, ходатайство о проведении экспертизы, обоснованно отклонено в связи с непредставлением необходимых документов и неисполнением требования о внесении денежных средств на депозитный счет суда для обеспечения ее проведения.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2016 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2016 года по делу в„– А41-84141/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
------------------------------------------------------------------