Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2016 N Ф05-834/2015 по делу N А40-51593/2014
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка привело к увеличению размера арендной платы, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, что нарушает права и законные интересы истца.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. по делу в„– А40-51593/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Милованова С.А.: Медведевой Л.В. (дов. от 09.09.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица Правительства Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Аналитик-Партнер": не явились, извещены;
рассмотрев 09 февраля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2015 г.,
принятое судьей Махалкиным М.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 г.,
принятое судьями Левиной Т.Ю., Кузнецовой Е.Е., Савенковым О.В.,
по делу в„– А40-51593/2014
по иску Милованова Станислава Александровича (ОГРНИП 310774634301281)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости,
третьи лица: Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13); Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20); общество с ограниченной ответственностью "Аналитик-Партнер",

установил:

на основании заключенного с Департаментом земельных ресурсов города Москвы (Арендодатель) договора долгосрочной аренды земельного участка в„– М-02-026164 от 10 февраля 2006 г. (с учетом дополнительного соглашения от 28 ноября 2006 г.) Милованов Станислав Александрович (далее - Милованов С.А., истец, Арендатор) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015001:53, общей площадью 2 271 кв. м, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Лесная, вл. 10, корп. 1, для эксплуатации и обслуживания административного здания.
Договор заключен сроком на 49 лет и прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию.
Согласно пункту 3.4 указанного договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор. При этом, в случае принятия таких актов, исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий договор.
Первый арендный платеж по новым правилам исчисления арендной платы производится арендатором на ближайшую дату платежа, следующую после введения новых ставок арендной платы, включая, при необходимости, доплату за предыдущие периоды.
На основании Постановления Правительства Москвы в„– 751-ПП от 26 ноября 2013 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01 января 2013 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015001:53, арендатором которого является истец, была установлена в размере 80 155 898 руб. 82 коп.
В связи с увеличением кадастровой стоимости земельного участка, истец обратился к независимому оценщику - обществу с ограниченной ответственностью "Аналитик-Партнер" (далее - ООО "Аналитик-Партнер") с целью определения рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка.
Согласно отчету в„– 14К-2101 от 20 января 2014 г. "Об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 2 271 кв. м с кадастровым номером 77:02:0015001:53, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лесная, вл. 10, корп. 1", выполненного независимым оценщиком ООО "Аналитик-Партнер") по заказу Милованова С.А., по состоянию на 01 января 2013 г. рыночная стоимость земельного участка составляет 25 283 000 руб. 00 коп.
Указанный отчет прошел экспертизу в Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" (экспертное заключение в„– 923-2/2014 от 03 апреля 2014 г.).
Полагая, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, Милованов С.А. обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015001:53, общей площадью 2 271 кв. м, с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Лесная, вл. 10, корп. 1 в размере его рыночной стоимости 25 283 000 руб. по состоянию на 01 января 2013 г. и об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка привело к увеличению размера арендной платы, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы и ООО "Аналитик-Партнер".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2014 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2015 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2014 2014 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2014 г. отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал на то, что право истца на обращение в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка предусмотрено статьей 24.19 Федерального закона в„– 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции также указал на ошибочный вывод суда первой инстанции относительно оспаривания права собственника на установление арендной платы и попытки изменения в одностороннем порядке условий договора аренды, поскольку указанные выводы не имеют отношения к предмету иска, так как обращение Милованова С.А. в суд за установлением кадастровой стоимости земельного участка не связано с изменением условий арендного соглашения.
Судом кассационной инстанции также указано на то, что суд апелляционной инстанции, делая вывод относительно представленного истцом отчета оценки, не учел отсутствия со стороны ответчика возражений относительно недостоверности отчета. Суд апелляционной инстанции также при наличии сомнений в достоверности отчета, не обладая специальными знаниями, мог опровергнуть содержание данных доказательств путем назначения судебной экспертизы, что в ходе апелляционного производства сделано не было.
Таким образом, суды обеих инстанций не рассмотрели спор по существу, законность оспариваемой кадастровой стоимости спорного земельного участка не проверили, доводы и возражения оставлены без надлежащей оценки и рассмотрения.
При новом рассмотрении суду предложено учесть изложенное, рассмотреть иск по существу, оценить представленные в материалы дела доказательства с точки зрения их относимости и допустимости, при необходимости решить вопрос о назначении судебной экспертизы и принять законное и обоснованное решение.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 г., исковые требования удовлетворены. Установлена подлежащая применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г. кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 2 271 кв. м с кадастровым номером 77:02:0015001:53, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, ул. Ленская, вл. 10, корп. 1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 г., в размере 25 283 000 руб. 00 коп. Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Милованов С.А. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Милованова С.А. против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра", Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы и ООО "Аналитик-Партнер" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом в„– 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Удовлетворяя исковые требования, суды на основании данных, содержащихся в отчете ООО "Аналитик-Партнер" в„– 14К-2101 от 20 января 2014 г., пришли к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, что нарушает права и законные интересы истца.
При этом судами установлено, что рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 г. составляет 25 283 000 руб. 00 коп.
Указанный отчет выполнен на основании Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации и Федеральных стандартов оценки в„– 1 - 5, поскольку в представленном отчете отражены характеристики (описание) объектов оценки и их среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При повторном рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены все существенные для дела обстоятельства, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 г. по делу в„– А40-51593/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------