Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.09.2016 N Ф05-13252/2016 по делу N А41-10355/2016
Требование: О признании незаконным отказа Росреестра в государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок, обязании произвести государственную регистрацию.
Обстоятельства: Управлению отказано в государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт расположения объекта на спорном земельном участке подтверждается кадастровым паспортом земельного участка и видом разрешенного использования участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2016 г. по делу в„– А41-10355/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ТУ Росимущества в МО - Тимашова И.Ю. доверенность от 25 апреля 2016 года в„– ЕП/07-3231,
от заинтересованного лица: Управление Росреестра по МО - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: ООО "Газпром трансгаз Москва" - извещено, представитель не явился,
ПАО "Газпром" - Теленченко О.В. доверенность от 26 октября 2015 года в„– 723,
администрация Сергиево-Посадского мун. р-на - извещено, представитель не явился,
администрация г.о. Электросталь - извещено, представитель не явился,
администрация Ногинского мун. р-на - извещено, представитель не явился,
администрация Павло-Посадского мун. р-на - извещено, представитель не явился,
администрация Орехово-Зуевского мун. р-на - извещено, представитель не явился,
администрация Щелковского мун. р-на - извещено, представитель не явился,
Минимущество МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 20 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 28 апреля 2016 года,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 19 июля 2016 года,
принятое судьями Диаковской Н.В., Боровиковой С.В., Шевченко Е.Е.,
по заявлению ТУ Росимущества в Московской области
о признании незаконным отказа Управления Росреестра по МО и обязании зарегистрировать право
третьи лица: ООО "Газпром трансгаз Москва", ПАО "Газпром", администрация Сергиево-Посадского мун. р-на, администрация г.о. Электросталь, администрация Ногинского мун. р-на, администрация Павло-Посадского мун. р-на, администрация Орехово-Зуевского мун. р-на, администрация Щелковского мун. р-на, Министерство имущественных отношений Московской области,

установил:

ТУ Росимущества в МО обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Московской области (далее - управление) от 16 марта 2015 года в„– 00/001/2014-9708 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030105:122, площадью 1393 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново; обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что в заявлениях на государственную регистрацию основание возникновения права федеральной собственности на земельные участки не указано, правоустанавливающие документы на спорные земельные участки и кадастровый план земельных участков, подтверждающие нахождение объекта недвижимого имущества на спорных земельных участках на государственную регистрацию не представлены.
В судебном заседании представители ТУ Росимущества в МО, ПАО "Газпром", возражали по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Управление Росреестра по МО, ООО "Газпром трансгаз Москва", администрация Сергиево-Посадского мун. р-на, администрация г.о. Электросталь, администрация Ногинского мун. р-на, администрация Павло-Посадского мун. р-на, администрация Орехово-Зуевского мун. р-на, администрация Щелковского мун. р-на, Министерство имущественных отношений Московской области, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на обращение ТУ Росимущества с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030105:122 с приложением необходимых документов, Управлением Росреестра принято решение от 16 марта 2015 года, оформленное в виде сообщения, об отказе в государственной регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок.
Полагая, что данный отказ незаконным, управление обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21 июля 1997 года в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), Федерального закона от 25 октября 2001 года в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 137-ФЗ), Федерального закона от 31 марта 1999 года в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении в Российской Федерации), пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 указанного Закона государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона в„– 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона в„– 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Законом о газоснабжении в Российской Федерации установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении в Российской Федерации газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 названного Закона федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении в Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Как установлено судами, ПАО "Газпром" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030105:122, площадью 1393 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново, с разрешенным использованием "под подъездной дорогой ГРС "Литвиново".
На указанном земельном участке расположена подъездная дорога ГРС "Литвиново", принадлежащая на праве собственности ООО "Газпром трансгаз Москва" (правопреемник ООО "Мострансгаз"), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 августа 2008 года в„– 50 HB в„– 096218, и используется для эксплуатации объекта единой системы газоснабжения.
Подъездная дорога к ГРС "Литвиново" предназначена для подъезда на территорию ГРС "Литвиново" для выполнения текущего обслуживания ГРС, ремонта оборудования на территории ГРС, подъезда техники при авариях и инцидентах на объектах системы газоснабжения.
Факт расположения вышеуказанного объекта на спорном земельном участке подтверждается кадастровым паспортом земельного участка и видом разрешенного использования участка.
На основании изложенного, выводы судов о незаконности оспариваемого отказа являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения судов, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2016 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 года по делу в„– А41-10355/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------