Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.09.2016 N Ф05-11321/2016 по делу N А40-154403/2015
Требование: О признании незаконным положительного заключения государственной экспертизы по проекту.
Обстоятельства: Общество указывает, что в результате вынесения положительного заключения по проекту, планируемому к реализации третьим лицом, права и законные интересы общества нарушаются.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заключение соответствует действующему законодательству и отсутствуют нарушения прав и законных интересов общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2016 г. по делу в„– А40-154403/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "Русский Лосось": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФАУ "Главное управление государственной экспертизы": Милюковой Е.А. (дов. от 28.03.2016 г.);
от третьего лица ООО "Прибрежный": Ерченко В.Ю. (дов. от 14.11.2014 г.);
рассмотрев 07 сентября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Русский Лосось"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2016 г.,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2016 г.,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Свиридовым В.А., Москвиной Л.А.,
по делу в„– А40-154403/2015
по заявлению публичного акционерного общества "Русский лосось" (ОГРН 1055100111989; 184402, Мурманская область, Печенгский район, нп. Лиинахамари, ул. Северная, д. 1)
к Федеральному автономному учреждению "Главное управление государственной экспертизы" (ОГРН 1027700133911; 101000, г. Москва, пер. Фуркасовский, д. 6)
о признании незаконным заключения,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Прибрежный" (ОГРН 1125105000635; 184402, Мурманская область, Печенгский район, нп. Лиинахамари, пл. бухты Девкина заводь, д. 1, стр. 1),

установил:

Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы" (далее - ФАУ "Главное управление государственной экспертизы", ответчик) провело государственную экспертизу по проекту "Рейдовая стоянка перегрузочного комплекса нефтеналивных грузов в бухте Девкина заводь Баренцево море", планируемому к реализации обществом с ограниченной ответственностью "Прибрежный" (далее - ООО "Прибрежный").
По результатам государственной экспертизы ответчик подготовил положительное заключение государственной экспертизы по проекту "Рейдовая стоянка перегрузочного комплекса нефтеналивных грузов в бухте Девкина заводь Баренцево море".
По месту планируемого размещения публичное акционерное общество "Русский лосось" (далее - ПАО "Русский лосось", заявитель) осуществляет деятельность по товарному выращиванию атлантического лосося. Размещение рыбоводных хозяйств ПАО "Русский Лосось" на акваториях губы Печенга и губы Амбарная Баренцева моря для выращивания атлантического лосося согласовано письмом Федерального агентства по рыболовству от 08 июня 2012 г. в„– 3155-ВС/У02.
Рыбоводные хозяйства ПАО "Русский Лосось" расположены на рыбопромысловом участке в„– 702 в Баренцевом море, губе Печенга.
Указанные рыбопромысловые участки предоставлены ПАО "Русский Лосось" на основании договора в„– Т-40/20М от 24 января 2012 г., договора в„– 1-01/2013 от 12 апреля 2013 г., заключенных с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству на 20 лет.
Считая свои права нарушенными, ПАО "Русский Лосось" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАУ "Главное управление государственной экспертизы" о признании незаконным положительного заключения в„– 110-15/ГГЭ-9737/04 от 30 января 2015 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Прибрежный".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Русский Лосось" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу ФАУ "Главное управление государственной экспертизы" и ООО "Прибрежный" просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представители ФАУ "Главное управление государственной экспертизы" и ООО "Прибрежный" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель ПАО "Русский Лосось" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. в„– 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) целью проведения экологической экспертизы является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В силу части 1 статьи 18 Закона об экологической экспертизы результатом экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, содержащее выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 2 статьи 25 Закона об экологической экспертизе установлено, что заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из части 2.1 статьи 25 Закона об экологической экспертизе следует, что при проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
Подпунктом з) пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 г. в„– 145 (далее - Положение о проведении государственной экспертизы), предусмотрено, что в составе направляемой на государственную экспертизу проектной документации по объектам, строительство которых осуществляется во внутренних морских водах Российской Федерации (согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. в„– 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон о внутренних морских водах) к внутренним морским водам относятся воды портов Российской Федерации, заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации) представляется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Пунктом 5.5.14 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. в„– 444 (далее - Положение), предусмотрено, что Федеральное агентство по рыболовству согласовывает размещение хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
В силу части 5 статьи 18 Закона об экологической экспертизе положительное заключение экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 6 части 8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, являются направление на экспертизу не всех документов, предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 настоящей статьи.
Из части 11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 г. в„– 145.
В силу пункта 34 Положения о проведении государственной экспертизы по результатам государственной экспертизы подготавливается заключение о соответствии проектной документации и результатов инженерных изысканий установленным требованиям (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение).
В силу статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. в„– 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" рейдовая стоянка является объектом инфраструктуры морского порта.
Согласно статье 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. в„– 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязательность разработки Декларации безопасности гидротехнических сооружений предусмотрена только в отношении портовых гидротехнических сооружений, к которым рейдовая стоянка не относится.
В соответствии с пунктом 36 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях с их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. в„– 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатывается при необходимости только в составе проектной документации для магистральных трубопроводов и включается в раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о соответствии выданного ФАУ "Главное управление государственной экспертизы" положительного заключения в„– 110-15/ГГЭ-9737/04 от 30 января 2015 г. действующему законодательству и отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя.
Судами установлено, что положительное заключение государственной экспертизы о соответствии проектной документации на строительство проекта "Рейдовая стоянка перегрузочного комплекса нефтеналивных грузов в бухте Девкина заводь Баренцево море" экологическим требованиям выдано с учетом выводов положительного заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Росприроднадзора от 08 октября 2014 г. в„– 623 (далее - заключение государственной экологической экспертизы). Из выводов заключения государственной экологической экспертизы следует, что представленная на государственную экологическую экспертизу проектная документация на строительство проекта "Рейдовая стоянка перегрузочного комплекса нефтеналивных грузов в бухте Девкина заводь Баренцево море" соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Заключение общественной экологической экспертизы подготовлено 08 декабря 2014 г., то есть после окончания проведения государственной экологической экспертизы, заключение которой утверждено 08 октября 2014 г. Кроме того, оно не имеет юридической силы, так как не утверждено федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.
В проектной документации на строительство проекта "Рейдовая стоянка перегрузочного комплекса нефтеналивных грузов в бухте Девкина заводь Баренцево море" выполнена оценка современного (фонового) состояния окружающей среды, а также проведена комплексная оценка воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации проекта "Рейдовая стоянка перегрузочного комплекса нефтеналивных грузов в бухте Девкина заводь Баренцево море".
Судами установлено, что ущерб, наносимый водным биоресурсам и среде их обитания при реализации проектных решений, компенсационные мероприятия, намечаемая хозяйственная деятельность проекта "Рейдовая стоянка перегрузочного комплекса нефтеналивных грузов в бухте Девкина заводь Баренцево море" согласованы Федеральным агентством по Рыболовству письмом от 20 января 2014 г. в„– 244-ВС/У02. Условия использования акватории бухты Девкина заводь для строительства проекта "Рейдовая стоянка перегрузочного комплекса нефтеналивных грузов в бухте Девкина заводь Баренцево море" согласованы Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по Рыболовству письмом от 02 декабря 2014 г. в„– 01-11/3846. Сроки проведения работ по строительству объекта согласованы Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по Рыболовству письмом от 19 марта 2014 г. в„– 01-11/934. Проектом не учтено воздействие на существующие и планируемые особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения ввиду их отсутствия на территории предполагаемого размещения проекта "Рейдовая стоянка перегрузочного комплекса нефтеналивных грузов в бухте Девкина заводь Баренцево море", что подтверждается письмами Минприроды России от 16 января 2014 г. в„– 12-47/528 и Минприроды Мурманской области от 25 декабря 2013 г. в„– 30-02/6981-ПС.
Кроме того, в пункте 5.2 положительного заключения государственной экспертизы приведены оперативные изменения и дополнения, внесенные в разделы проектной документации.
Изменения, внесенные в проектную документацию, не влияют на параметры воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду, содержащиеся в положительном заключении государственной экологической экспертизы.
На основании дополнения к заданию на выполнение из проектной документации на строительство проекта "Рейдовая стоянка перегрузочного комплекса нефтеналивных грузов в бухте Девкина заводь Баренцево море" от 12 января 2015 г. в„– 1 были исключены решения по перегрузке сырой нефти с танкера на танкер-накопитель и обратно, по переоборудованию танкера в плавучее нефтехранилище, то есть исключены опасные производственные объекты, в отношении которых Федеральным законом от 21 июля 1997 г. в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В связи с этим необходимость наличия в составе проектной документации Декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов отпала. При этом включенная Декларация безопасности гидротехнических сооружений носит информационный характер и ее наличие в проектной документации не обязательно.
Оперативные изменения и дополнения, указанные в пункте 5.2 положительного заключения государственной экспертизы, внесены в проектную документацию в соответствии с пунктами 31 и 35 Положения о проведении государственной экспертизы проектной документации по замечаниям экспертов с целью приведения проектных решений в соответствие с требованиями технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не указано на нарушение судами норм материального и процессуального права, а указывается на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2016 г. по делу в„– А40-154403/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Русский Лосось" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------