По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2016 N Ф05-16193/2014 по делу N А40-187529/13
Требование: О взыскании убытков.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления ссылается на выполнение им возложенного на Российскую Федерацию обязательства по предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2016 г. по делу в„– А40-187529/13
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Малюшина А.А., Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от Брянской городской Администрации не явился, уведомлен,
от Министерства финансов Российской Федерации не явился, уведомлен,
от Финансового Управления Брянской городской Администрации не явился, уведомлен,
рассмотрев 22 июня 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской Администрации
на решение от 30 октября 2015 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Алексеевым А.Г.,
на постановление от 10 марта 2016 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Алексеевой Е.Б., Седовым С.П., Хвощенко А.Р.,
по иску Муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской Администрации
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
третье лицо: Финансовое Управление Брянской городской Администрации,
установил:
Муниципальное образование город Брянск в лице Брянской городской администрации (далее - истец, администрация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской (далее - Минфин РФ, ответчик) взыскании убытков в сумме 990 765 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014, требования истца удовлетворены, с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны РФ в пользу Муниципального образования город Брянск в лице Брянской городской администрации взысканы убытки в размере 990 765 рублей.Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.12.2014 принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное толкование судами норм права.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Обсудив доводы по кассационной жалобе. проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Как установлено судами, решением Советского районного суда города Брянска от 02.09.2011, оставленным без изменения определением суда кассационной инстанции от 20.04.2012, суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить вне очереди Малаеву Максиму Николаевичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Брянска.
Во исполнение указанного решения Брянская городская администрация предоставила Малаеву М.Н. по договору социального найма жилое помещение, находящееся по адресу: г. Брянск, пгт. Белые Берега, ул. Куйбышева, д. 62, кв. 13, общей площадью 36,9 кв. м, которое было приобретено в собственность муниципального образования "город Брянск" за 990 765 руб.
Между Фокинской районной администрацией города Брянска, действующей от имени собственника жилого помещения муниципального образования г. Брянск, Брянской городской администрацией и Малаевым М.Н. заключен договор социального найма от 10.10.2012 в„– 162.
Постановлением Брянской городской администрации от 04.04.2013 в„– 777-зп указанное жилое помещение было передано в собственность Малаева М.Н.
Установлено, что Малаев М.Н. относится к категории лиц, страдающих заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 в„– 378.
Как следует из решения Советского районного суда г. Брянска от 02.09.2011 по делу с 16.06.2006 учтен в районной администрации по списку льготной очереди внеочередного предоставления жилой площади.
Полагая, что в данном случае возникли обязательства у федерального бюджета по компенсации стоимости квартиры, администрация обратилась в суд за взысканием убытков.
Под убытками, исходя из статьи 15 Гражданского кодекса РФ, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
При этом для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо.
Статья 17 Федерального закона в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 181-ФЗ) предусматривает, что предоставление за счет средств федерального бюджета жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005. осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона в„– 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 Федерального закона в„– 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2015.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Размер субвенций определяется ежегодно и устанавливается соответствующим нормативным правовым актами о федеральных бюджетах.
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Источник финансирования затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 жилья инвалидам и приравненным к ним категориям граждан, определен статьями 49, 52 Жилищного кодекса РФ, положениями Закона в„– 181-ФЗ, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Брянской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств, определен Законом Брянской области от 25.03.2010 в„– 25-З "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Брянской области".
Данным законом определено понятие субвенций, как средств областного бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов на строительство или приобретение жилых помещений и предоставление их по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, суды двух инстанций правильно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанций установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены им правильно.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2016 года по делу в„– А40-187529/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Ю.ВОРОНИНА
Судья
А.А.МАЛЮШИН
Судья
Л.А.ТУТУБАЛИНА
------------------------------------------------------------------