По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2016 N Ф05-20352/2015 по делу N А40-3000/2015
Требование: О признании права собственности на линейное сооружение, устранении кадастровой ошибки.
Решение: Требование удовлетворено в отношении одного ответчика, поскольку спорное имущество включено в состав приватизированного истцом имущества, данное имущество на дату создания ответчика-2 уже находилось в собственности истца. Железнодорожная ветка на балансе предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых передано в уставный капитал ответчика-2, не состояла и относится к железнодорожным путям необщего пользования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. по делу в„– А40-3000/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Комаровой О.И.,
судей Мысака Н.Я., Петровой Е.А.,
при участии в заседании:
от истца - Мастерских Е.А. по доверенности от 06.03.2015 в„– 100-15-88, Лариной С.В. по доверенности от 06.03.2015 в„– 100-15-87,
от ответчиков
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" - Тарасовой А.В. по доверенности от 16.10.2015 в„– НЮ-3-11/527,
рассмотрев 01 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 16 июля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Козловым В.Ф.,
на постановление от 19 октября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Валиевым В.Р., Расторгуевым Е.Б., Трубицыным А.И.,
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, открытое акционерное общество "Завод по ремонту электротехнического оборудования", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании права собственности, устранении кадастровой ошибки
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее ОАО "Мосэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее ТУ Росимущества в г. Москве, первый ответчик), открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД", второй ответчик) о признании права собственности на линейное сооружение "Железнодорожная ветка" протяженностью 509 м к. н. 77:05:005003:5925 по адресу: г. Москва, Старокаширское шоссе, д. 4А, в составе участков в„– 7 протяженностью 431,34 м с границами от ворот в„– 1 цеха завода РЭТО до светофора М-35 и в„– 10а протяженностью 78 м с границами от светофора М-37 до упора, исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление Росреестра по Москве), открытое акционерное общество "Завод по ремонту электротехнического оборудования" (далее ОАО "Завод по ремонту электротехнического оборудования"), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2015 года, иск к ОАО "РЖД" удовлетворен, в иске к ТУ Росимущества в г. Москве отказано.
Суд признал право собственности открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" на линейное сооружение "Железнодорожная ветка" протяженностью 509 м к. н. 77:05:005003:5925 по адресу: г. Москва, Старокаширское шоссе, д. 4А, в составе участков в„– 7 протяженностью 431,34 м с границами от ворот в„– 1 цеха завода РЭТО до светофора М-35 и в„– 10а протяженностью 78 м с границами от светофора М-37 до упора; обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте с к. н. 77:05:005003:5925 по адресу: г. Москва, Старокаширское шоссе, д. 4А путем исключения сведений "объект незавершенного строительства" и "степень готовности объекта незавершенного строительства 99%" и внести сведения "линейное сооружение, железнодорожная ветка".
Суд установил, что спорное имущество включено в состав приватизированного истцом имущества. Данное имущество на дату создания ОАО "РЖД" уже находилось в собственности ОАО "Мосэнерго".
ОАО "РЖД" подана кассационная жалоба на вышеназванные решение и постановление, согласно которой второй ответчик просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, на то, что не исследованы представленные ОАО "РЖД" доказательства, им не дана соответствующая правовая оценка.
Указывает, что участок железнодорожного пути необщего пользования к заводу РЭТО - филиала ОАО "Московская областная электросетевая компания", расположенный по адресу: г. Москва, станция Коломенское, ПК 83+97 - ПК 106+74, от центра стрелочного перевода в„– 43 до изолирующего стыка светофора М35, принадлежит на праве собственности ОАО "РЖД" и является частью объекта права: железнодорожный путь протяженность 5430 м, инв. в„– 45:296:002:000125230, лит. 35.3, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись регистрации в„– 77-77-22/033/2010-553 от 23.12.2010.
Объект был поставлен на технический учет Московским городским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" под инвентарным номером 45:296:002:000125230 по результатам технической инвентаризации, выполненной на 10.12.2008.
Таким образом, уполномоченное на инвентаризацию предприятие подтвердило, что государственный регистратор, регистрируя на праве собственности за ОАО "РЖД" железнодорожный путь протяженностью 5430 м, инв. в„– 45:296:002:000125230 зарегистрировал за ОАО "РЖД" участок спорного пути, который является частью пути общего пользования в„– 10 станции Коломенское.
Принадлежность железнодорожного пути в„– 10 станции Коломенское организациям железнодорожного транспорта подтверждается архивными данными ОАО "РЖД" - продольными профилями станционных путей станции Коломенское, датированными 1995 годом, в которых описаны все пути станции Коломенское с границами.
Спорный подъездной путь до включения его в уставный капитал ОАО "РЖД" в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" являлся исключительной федеральной собственностью как объект отрасли железнодорожного транспорта, распоряжение которой было возложено на соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
Комитет по управлению имуществом города Москвы не был уполномочен на распоряжение указанным участком подъездного пути, относящимся исключительно к федеральной собственности, и включение его в план приватизации МПО энергетики и электрификации "Мосэнерго".
Также указывает, что истцом не заявлены требования о прекращении права собственности ответчика на железнодорожный путь, о признании недействительными зарегистрированного за ответчиком права собственности на железнодорожный путь, свидетельства о государственной регистрации права собственности и записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. Представлен письменный отзыв на жалобу.
Истцом заявлено об изменении его наименования - на Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (ПАО "Мосэнерго").
Первый ответчик, третьи лица в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что ОАО "Мосэнерго" создано в результате приватизации государственного предприятия "Московское производственное объединение энергетики и электрификации "Мосэнерго" в порядке, предусмотренном Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, Указами Президента Российской Федерации от 01.07.1992 в„– 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", от 05.11.1992 в„– 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. в„– 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества", в соответствии с разделом 2 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 в„– 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", п. п. 4, 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 в„– 721, является правопреемником государственного предприятия в полном объеме в отношении всех основных средств, поименованных в акте оценки.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Москвы от 26.03.1993 в„– 196-р "О приватизации государственного предприятия "Московское производственное объединение энергетики и электрификации "Мосэнерго" принято решение преобразовать государственное предприятие в акционерное общество открытого типа энергетики и электрификации "Мосэнерго", являющееся правопреемником государственного предприятия в полном объеме, в т.ч. прав пользования землей и другими природными ресурсами, утвержден план приватизации.
Суды установили, что из приложения в„– 1 к плану приватизации следует, что в состав МПО Мосэнерго входил Завод по ремонту электротехнического оборудования по адресу: г. Москва, Старокаширское шоссе, 4а (п. 39 приложения).
Пообъектный состав имущества, вошедшего в уставный капитал акционерного общества, содержится в акте оценки, утвержденном распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 01.10.2003 в„– 4689-р, в соответствии с документами, представленными комиссией, созданной распоряжением Минимущества России от 31.01.2003 в„– 435-р по подтверждению права собственности на недвижимое имущество МПО "Мосэнерго", учтенное при расчете уставного капитала ОАО "Мосэнерго", основанными на материалах инвентаризации, проведенной в 1992 году, сведениях БТИ, карточках инвентарного учета и бухгалтерского баланса, в редакции распоряжения Минимущества России от 11.05.2004 в„– 1630-р, которым перечень имущества, включенного в акт оценки стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств филиала МПО "Мосэнерго" - Южные электрические сети, по состоянию на 1 июля 1992 года дополнен строкой 1570 - объект "Железнодорожная ветка, 509 п. м", адрес г. Москва, Старокаширское шоссе, вл. 4а, год ввода в эксплуатацию 1948, первоначальная (балансовая) стоимость 2 106 тыс. руб., износ 100%, остаточная стоимость 0 тыс. руб.
Судами установлено, что указанная железнодорожная ветка создана в соответствии с объединенным решением Исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов депутатов трудящихся от 9 марта 1948 г. в„– 357-10/48 "Об отводе "Мосэнерго" под строительство Южной подстанции и соединительной железнодорожной ветки к ней земельного участка площадью 14 гектаров из земель колхоза "Красный огородник-садовод" селения Садовники Ленинского района; из решения заместителя управляющего Мосэнерго по вопросу разделения территории при Южной подстанции в связи с реорганизацией завода РЭТО Мосэнерго от 1 июля 1959 в„– 10 следует, что железнодорожная ветка от ворот подстанции в„– 213 до границы с железнодорожными путями ст. Коломенская М.К.Д. ж.д. была построена и принята на баланс Южного района электросетей Мосэнерго.
По проектному плану в„– 05-568 "Жел. дор. ветвь подстанции Мосэнерго в„– 213" "План и продольный профиль железнодорожной ветки подстанции Мосэнерго в„– 213", изготовленному Московским отделением Союзтранспроекта МПС СССР в 1946 году, железнодорожная ветка начинается от упора пр. 128, 60, примыкает к железнодорожному пути через стрелочный перевод и заканчивается на территории подстанции.
В связи с созданием завода РЭТО на базе ремонтно-электромеханического цеха высоковольтных воздушных сетей с подчинением непосредственно Мосэнерго подъездной железнодорожный путь передан заводу РЭТО филиалу АО "Мосэнерго", примыкает стрелочным переводом в„– 43 к 10 пути ст. Коломенское, и состоит из пути в„– 7 от изолированного стыка М-35 длиной 577,5 м и пути в„– 10а от рамного рельса СП43 до упора длиной 78 м.
Спорный объект относится к железнодорожным путям необщего пользования, так как является подъездным путем, примыкающим непосредственно к 10-му железнодорожному пути общего пользования ст. Коломенское стрелочным переводом в„– 43, предназначен для выполнения работ для собственных нужд пользователя (завода РЭТО).
Весь спорный железнодорожный подъездной путь, включая участок в„– 7 протяженностью 431,34 м (с границами от ворот в„– 1 цеха завода РЭТО до светофора М-35) и участок в„– 10а протяженностью 78 м (с границами от светофора М-37 до упора), составляет единое целое, строился исключительно для нужд правопредшественника истца и раздельно эксплуатироваться не может, так как иным образом поставить вагоны на территорию завода РЭТО не представляется возможным.
Каждый участок спорного пути имеет свое функциональное назначение: участок в„– 10а является предохранительным тупиком, участок в„– 7 - погрузо-выгрузочным путем. Оба участка пути примыкают к железнодорожному пути общего пользования в„– 10 станции Коломенское стрелочным переводом в„– 43 (согласно техническому паспорту подъездного железнодорожного пути, согласованному начальником ст. Коломенское, по состоянию на февраль 1998 года).
Установив изложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу, что ОАО "Мосэнерго", созданное 25 сентября 1992 года в результате приватизации государственного предприятия "Московское производственное объединение энергетики и электрификации "Мосэнерго", приобрело спорное имущество в собственность в соответствии с действовавшим в момент его приобретения законодательством (Закон РСФСР от 03.07.1991 в„– 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", предусматривающий в качестве способа приватизации предприятий продажу долей в их капитале (акций) после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества; вышеперечисленные правовые акты).
ОАО "Российские железные дороги" создано 23 сентября 2003 года в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта в порядке, определенном Федеральным законом от 27.02.2003 в„– 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
Судами установлено, что формирование уставного капитала ОАО "РЖД" осуществлено на основании сводного передаточного акта, утвержденного совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 в„– 4557-р/6-р/884р в порядке, установленным п. 4 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 в„– 29-ФЗ.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, установили, что спорная железнодорожная ветка на балансе предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых передано в уставный капитал ОАО "РЖД", не состояла; как сказано выше, относится к железнодорожным путям необщего пользования, в связи с чем признали ссылку ответчика ОАО "РЖД" на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 как на основание отнесения спорного имущества к объектам железнодорожного транспорта необоснованной.
Судами установлено, что из технического паспорта, оформленного на линейное сооружение не завершенный строительством объект "Железнодорожная ветка", инв.н. 45:296:002:000228260, следует, что протяженность объекта составляет 509 м, объект состоит из пути в„– 7 от ворот в„– 1 до светофора М-35 протяженностью 431,34 м и пути в„– 10а от светофора М-37 до упора протяженностью 78 м.
На основании технического паспорта железнодорожная ветка принята на кадастровый учет как объект незавершенного строительства с к. н. 77:05:005003:5925.
Одновременно часть спорной железнодорожной ветки, а именно путь 10а, учтена Московским городским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в составе объекта "линейное сооружение Железнодорожный путь" инв. н. 45:296:002:000125230, протяженностью 5 430 м, что следует из технического паспорта, составленного по состоянию на 10.12.2008.
В примечаниях к общим сведениям в техническом паспорте указано, что объект зарегистрирован в составе СГГГК Московско-Окружной дистанции пути, техническая документация от 20.02.2004, инв. н. 17:205:001:006653110, с 1 по 77 км Павелецкого направления МЖД, в реестр прав внесена запись регистрации от 23.03.2004 в„– 77-01/30-908/2003-658.
В технический паспорт внесены сведения о правообладателе объекта - ОАО "РЖД" на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" от 30.09.2003, утвержденный распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 в„– 4557-р/6-р/884р.
В реестр прав внесена запись от 23.12.2010 в„– 77-77-22/033/2010-553 о государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на объект "железнодорожный путь, протяженность 5 430 м, инв. н. 45:296:002:000125230", что подтверждается свидетельством на бланке 77-АН в„– 009739.
Суды установили, что из сличения ситуационных планов объектов недвижимого имущества, имеющихся в составе технических паспортов объектов "линейное сооружение не завершенный строительством объект "Железнодорожная ветка", инв. н. 45:296:002:000228260 и "линейное сооружение Железнодорожный путь" инв.н. 45:296:002:000125230, плана земельного участка в составе кадастрового паспорта объекта инв. н. 45:296:002:000125230, ситуационного плана в составе кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства с к. н. 77:05:005003:5925, следует, что объект инв. н. 45:296:002:000228260 в части отрезка от светофора М-37 до упора, т.е. пути 10а, включен в состав объекта инв. н. 45:296:002:000125230, право собственности на который зарегистрировано за ОАО "РЖД".
Расположение путей 7 и 10а по отношению к стрелочному переводу указывает на то, что эксплуатация пути 7 невозможна без использования пути 10а.
Установив вышеизложенные обстоятельства, в том числе что спорное имущество создано правопредшественником истца и во владение ответчика либо предприятий железнодорожного транспорта, существовавших до создания ОАО "РЖД", в установленном законом порядке не передавалось, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований о признании права собственности истца на спорное имущество и необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте с к. н. 77:05:005003:5925 по адресу: г. Москва, Старокаширское шоссе, д. 4А путем исключения сведений "объект незавершенного строительства" и "степень готовности объекта незавершенного строительства 99%" и внести сведения "линейное сооружение, железнодорожная ветка".
Довод второго ответчика о ненадлежащем способе защиты нарушенного права истца судебная коллегия полагает несостоятельным, способ защиты права в виде признания права предусмотрен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей способы защиты гражданских прав.
Довод ОАО "РЖД" о том, что не исследованы представленные ОАО "РЖД" доказательства, им не дана соответствующая правовая оценка, необоснован.
Судами исследованы все имеющиеся в деле доказательства, им дана оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1, 2 которой предусматривают, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, по существу являются несогласием с произведенной судом оценкой доказательств, что в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
У суда кассационной инстанции в силу полномочий, установленных статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют основания для переоценки доказательств.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2015 года по делу в„– А40-3000/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
О.И.КОМАРОВА
Судьи
Н.Я.МЫСАК
Е.А.ПЕТРОВА
------------------------------------------------------------------