По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.09.2016 N Ф05-11509/2016 по делу N А41-91032/2015
Требование: О взыскании задолженности и неустойки.
Обстоятельства: Ответчику было предоставлено право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку ответчиком несвоевременно и не в полном объеме исполнялись обязательства по внесению платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размер неустойки снижен на основании ст. 333 ГК РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. по делу в„– А41-91032/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.
судей Кобылянского В.В., Кольцовой Н.Н.
при участии в заседании:
от истца администрации Одинцовского муниципального района Московской области - не явился, извещен
от ответчика АО "XXI век-ТВ" - Кондратьев В.Н. по доверенности от 20.04.2015
от третьего лица Главного управления по информационной политике Московской области - Смоляженкова В.Д. по доверенности от 14.04.2016
рассмотрев 01 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
АО "XXI век-ТВ" (ответчика)
на решение от 04 апреля 2016 года Арбитражного суда Московской области, принятое судьей Левкиной О.В.,
и постановление от 27 июня 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Юдиной Н.С., Ивановой Л.Н., Миришовым Э.С.,
по иску администрации Одинцовского муниципального района Московской области
к АО "XXI век-ТВ"
о взыскании задолженности и неустойки,
третье лицо: Главное управление по информационной политике Московской области
установил:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Администрация или истец) 11.11.2015 обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к акционерному обществу "XXI век-ТВ" (далее - АО "XXI век-ТВ"), с учетом уточнения первоначальных требований, о взыскании основного долга в размере 2 485 016 руб. 40 коп. и неустойки в размере 836 615 руб. 02 коп.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на ненадлежащее исполнение ответчиком принятых на себя обязательств по заключенному с истцом договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 28.04.2014 в„– 5, с учетом дополнительных соглашений от 30.12.2014 в„– 1, 07.09.2015 в„– 2, поскольку ответчиком несвоевременно и не в полном объеме исполнены обязательства по внесению платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций за период первый - третий кварталы 2015 года, в результате чего у ответчика образовалась задолженность, на которую была начислена неустойка.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, заявил ходатайство о снижении неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление по информационной политике Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.04.2016, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016, требования истца удовлетворены в части взыскания с ответчика основного долга в размере 2 485 016 руб. 40 коп., а в части взыскания неустойки требования удовлетворены лишь частично в размере 371 716 руб. 94 коп.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением АО "XXI век-ТВ" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Администрации в удовлетворении требований о взыскании задолженности по договору в части.
В обоснование своей кассационной жалобы заявитель настаивает на своих доводах о том, что расчет истца является ошибочным, так как из этого расчета не исключен период размещения социальной рекламы, поэтому сумма долга подлежит уменьшению.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы АО "XXI век-ТВ" к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства Администрация явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этого лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей ответчика и третьего лица и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление отмене не подлежат, поскольку судами при рассмотрении спора не было допущено нарушений норм материального и процессуального права.
При этом суд округа согласно требованиям части 1 статьи 286 проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, правоотношения сторон возникли из заключенного между ними договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 28.04.2014 в„– 5 (далее - договор), с учетом дополнительных соглашений от 30.12.2014 в„– 1 и от 07.09.2015 в„– 2.
В этом договоре стороны предусмотрели, что АО "XXI век-ТВ" представлено право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, места размещения и характеристики указаны в приложении к договору, за плату, уплачиваемую в бюджет Одинцовского муниципального района Московской области.
Кроме того, ответчик обязался вносить плату за установку и эксплуатацию рекламных конструкций равными платежами ежеквартально до 15 числа первого месяца календарного квартала. Размер платы за неполный календарный квартал определяется путем деления суммы, указанной в пункте 3.2 договора, на количество календарных дней в году, и умножения полученной суммы на количество календарных дней в соответствующем квартале, в котором рекламораспространителю предоставляется право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
При этом плата за первый квартал срока действия договора уплачивается рекламораспространителем в размере, определенном в соответствии с пунктом 3.4 договора, в течение десяти банковских дней, с даты подписания сторонами настоящего договора, а плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций вносится рекламораспространителем с момента подписания договора в течение всего срока его действия независимо от фактической установки и эксплуатации рекламных конструкций.
При принятии обжалуемых судебных актов, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что ответчиком несвоевременно и не в полном объеме исполнены обязательства по внесению платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций за период первый - третий кварталы 2015 года, в результате чего у него образовалась задолженность, а, поскольку указанная задолженность не погашена ответчиком в добровольном порядке, то требования истца в части взыскания основного долга подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя требования истца в части взыскания неустойки, суды по заявлению ответчика применили статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизили заявленную неустойку до суммы в размере 371 716 руб. 94 коп.
Суд округа соглашается с выводами нижестоящих судов о том, что спорные правоотношения подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах (статьи 309 - 328 Гражданского кодекса Российской Федерации) и специальными нормами, содержащимися в Федеральном законе "О рекламе".
В соответствии с частью 3 статьи 10 и частью 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Таким образом, договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный, прямо предусмотренный законом гражданско-правовой договор, наделяющий рекламораспространителя правом установки и эксплуатации рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (в рассматриваемом случае - органом местного самоуправления) и не предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в отношении имущества собственника.
Если же исходить из требований статей 421, 422, 425, 452 и 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, то условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Вместе с тем, из условий заключенного сторонами договора следует, что ответчик обязался вносить плату за установку и эксплуатацию рекламных конструкций равными платежами ежеквартально до 15 числа первого месяца календарного квартала и плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций вносится рекламораспространителем с момента подписания договора в течение всего срока его действия независимо от фактической установки и эксплуатации рекламных конструкций.
При этом в заключенном между сторонами договоре стороны также предусмотрели и то, что условия расчетов за период размещения рекламы на основании пунктов 4.4.1 и 4.4.2 договора определяются дополнительными соглашениями, которые заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Одинцовского муниципального района.
В материалы дела не представлено доказательств того, что между сторонами заключены дополнительные соглашения, устанавливающие порядок расчетов за период размещения социальной рекламы и доказательств того, что истец обращался к ответчику с требованием о размещении социальной рекламы, в материалах дела также не имеется, притом, что главное управление по информационной политике Московской области стороной договора не является. Администрация не подписывала акты о размещении социальной рекламы ни с ответчиком, ни с Главным управлением по информационной политике Московской области. Доказательств обратного не представлено.
Таким образом, суд округа, принимая во внимание то, что ответчиком не представлено доказательств погашения спорной суммы задолженности, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых ответчиком судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам, поскольку эти доводы не опровергают выводы судов, а лишь выражают несогласие с ними. Все доводы ответчика направлены лишь на уклонение от уплаты образовавшейся задолженности.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2016 года по делу в„– А41-91032/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Судьи
В.В.КОБЫЛЯНСКИЙ
Н.Н.КОЛЬЦОВА
------------------------------------------------------------------