Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.04.2016 N Ф05-4935/2016 по делу N А40-200363/15
Требование: О признании недействительными приказов должностного лица, действий по наложению запрета на производство демонтажа специальных сооружений.
Обстоятельства: Оспариваемыми приказами военное имущество было закреплено на праве оперативного управления за предприятием.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2016 г. по делу в„– А40-200363/15

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Шестьсот шестьдесят шесть" Печкина А.А. по доверенности от 27 июля 2015 года
от заинтересованного лица (ответчика) Министерства обороны Российской Федерации Скопиной П.В. по доверенности от 17 июля 2015 года в„– 212/2/809
от третьего лица Военной прокуратуры Читинского гарнизона Петрова М.Н. по доверенности от 25 апреля 2016 года
рассмотрев 26 апреля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Шестьсот шестьдесят шесть"
на решение от 17 декабря 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кастальской М.Н.
на постановление от 25 февраля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., Поташовой Ж.В.
по делу в„– А40-200363/15
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Шестьсот шестьдесят шесть" (ООО "Шестьсот шестьдесят шесть", ОГРН 1087513000343)
к Министерству обороны Российской Федерации (Минобороны России, ОГРН 1037700255284), Заместителю министра обороны Российской Федерации, директору Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Администрации муниципального района "Чернышевский район" (Администрация района, ОГРН 1027500903262)
о признании недействительными пунктов приказов и незаконными действий
третьи лица Военная прокуратура Читинского гарнизона, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации

установил:

ООО "Шестьсот шестьдесят шесть" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением Минобороны России, заместителю министра обороны Российской Федерации, директору Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Администрация района о признании недействительными пункта 1 приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 11 апреля 2014 года в„– 498 (с приложением к нему) в части закрепления на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации военного имущества: арочных укрытий 16, 5 (литеры А5 - А18) в количестве 14 штук, аэродромных плит ПАГ-14 и ПАГ-18, поименованных в приложении к приказу как ИВПП в„– 1, в„– 2; пункта 2 приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14 ноября 2014 года в„– 934 (с приложением к нему) в части передачи из федеральной собственности в собственность муниципального района "Чернышевский район" Забайкальского края высвобождаемого военного имущества: арочных укрытий 16,5 (литеры А5 - А18) в количестве 14 штук, аэродромных плит ПАГ-14 и ПАГ-18, поименованных в приложении к приказу как ИВПП в„– 1, в„– 2; о признании незаконными действий должностных лиц муниципального образования "Чернышевский район" Забайкальского края в части наложения запрета на производство демонтажа специальных сооружений (ангаров).
В качестве третьих лиц по делу привлечены Военная прокуратура Читинского гарнизона и ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 декабря 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2016 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Шестьсот шестьдесят шесть" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Минобороны России возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Шестьсот шестьдесят шесть" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители Минобороны России и Военной прокуратуры Читинского гарнизона возражали против ее удовлетворения.
Представители заместителя министра обороны Российской Федерации, директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Администрации района, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что Администрация района письмами от 02 июня 2014 года в„– 1-7/137 и от 14 октября 2014 года в„– 1-7/1759 обратилась к заместителю министра обороны Российской Федерации с обращением о безвозмездной передаче земельного участка в границах территории военного городка (в/ч 75313 - 3, бывший аэродром Укурей) в муниципальную собственность для разрешения ряда социальных задач и реализации прав и интересов жителей Чернышевского района, мотивировав их тем, что данная территория не эксплуатируется с 1997 года, на территории находятся заброшенные объекты, в том числе в аварийном состоянии и в Администрацию района поступают жалобы о принятии соответствующих мер и предложения по использованию территории в интересах жителей района.
В связи с тем, что указанное имущество не использовалось в интересах Минобороны России, Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации издан приказ от 11 апреля 2014 года в„– 498 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации", заместителем министра обороны Российской Федерации издан приказ от 14 ноября 2014 года в„– 934 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального района "Чернышевский район" Забайкальского края объекты недвижимого имущества", указанные в приложении к настоящему приказу имущества переданы в муниципальную собственность.
В соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 23 декабря 2014 года в„– 2355 "О прекращении права оперативного управления федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации" право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации" объектами недвижимого имущества указанными в приложении, прекращено.
Во исполнение приказа от 14 ноября 2014 года в„– 934 ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации направлены в адрес муниципального района "Чернышевский район" Забайкальского края передаточные акты для подписания.
Актом от 02 декабря 2014 года "фактического наличия имущества - имущественного комплекса аэродрома Укурей, по адресу: Забайкальский край, Чернышевский район, с/п Комсомольское, п. Ареда 12 км западнее ст. Укурей, утвержденного начальником "Сибирское ГУНО" проведена проверка наличия федерального имущества - имущественного комплекса аэродрома Укурей.
Передаточным актом от 23 декабря 2014 года в„– 3/2014 недвижимое имущество передано в собственность муниципального района "Чернышевский район" Забайкальского края, которым принято в муниципальную собственность имущество, согласно приложению, являющееся неотъемлемой частью передаточного акта.
Распоряжением Администрации района от 05 февраля 2015 года в„– 30-р "О принятии государственного имущества Российской Федерации в собственность муниципального района "Чернышевский район", указанное государственное имущество Российской Федерации по акту приема-передачи в„– 3/934 от 23 декабря 2014 года принято в собственность муниципального района "Чернышевский район" согласно приложению к распоряжению.
Отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность регулирует Федеральный закон от 08 декабря 2011 года в„– 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации-города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления Федеральными органами государственной власти полномочий в облаем и обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирования и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Согласно статье 3 Закона решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимает соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Уполномоченный орган федеральной исполнительной власти обязан в течение двух месяцев со дня поступления заявления о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества принять решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность или об отказе в такой передаче. Отказ в такой передаче допускается исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или указанного в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года в„– 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящемся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 данного постановления Минобороны России осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность.
На основании подпункта 71 пункта 7, подпункта 1 пункта 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года в„– 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Министерство обороны Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Частью 8 статьи 3 Закона предусмотрено, что решение о передаче военного недвижимого имущества является основанием для возникновения права собственности на переданное недвижимое имущество субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Установив вышеизложенные обстоятельства, применив указанные нормы права, отказывая в удовлетворении заявления, суды обоснованно пришли к выводу о том, что Минобороны России в соответствии со своими полномочиями по распоряжению имуществом правомерно распорядилось своим имуществом, в том числе, путем издания оспариваемых ненормативных правовых актов.
Суды также правильно отметили, что заявителем избран способ защиты, не влекущий возможность восстановления прав, поскольку удовлетворением такого заявления соединение права на имущество, которым, по мнению заявителя, он обладает, с фактическим обладанием имуществом не обеспечивается (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ссылка заявителя на договор подряда на выполнение работ по демонтажу зданий, расположенных на территории Укурейского гарнизона п. Ареда Чернышевского района от 10 августа 2011 года, заключенного с ГУ "Антипихинская квартирно-эксплуатационная часть района", на основании которого, по его мнению, к нему перешло право собственности на имущество, образованное в результате демонтажа, проверена судами и правомерно ими отклонена, поскольку в соответствии с приказом Минобороны России от 17 декабря 2010 года в„– 1871 все имущество ГУ "Антипихинская квартирно-эксплуатационная часть района" передано ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на основании передаточного акта от 01 апреля 2011 года, следовательно, имущество передано до заключения договора от 10 августа 2011 года, в связи с чем, он не может являться основанием для подтверждения права собственности на спорное имущество.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 17 декабря 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2016 года по делу в„– А40-200363/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------