По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.07.2016 N Ф05-8392/2016 по делу N А41-83040/15
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа и обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал предпринимателю в предварительном согласовании места размещения объекта, сославшись на то, что к заявлению не были приложены документ, подтверждающий утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории органом местного самоуправления, а также документ, подтверждающий соблюдение экологических условий.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта, акт о выборе земельного участка, документ, подтверждающий соблюдение экологических, градостроительных условий, не представлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. по делу в„– А41-83040/15
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Морщакина О.А., паспорт; Макаров Ю.В., доверенность от 17.04.2014;
от заинтересованного лица: Ухов М.П., доверенность от 14.08.2015;
рассмотрев 28 июня 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ИП Морщакиной О.А.
на постановление от 01 апреля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-83040/15
по заявлению индивидуального предпринимателя Морщакиной Ольги Алексеевны (ОГРНИП: 312501728500033)
о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
установил:
Индивидуальный предприниматель Морщакина Ольга Алексеевна (далее - ИП Морщакина О.А., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), в котором просила суд:
- признать незаконным отказ в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка, выраженный в письме от 16.07.2015 в„– МФ/11-6551;
- обязать ТУ Росимущества в Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения акта от 06.08.2014 выбора земельного участка, площадью 12.816 кв. м, расположенного в границах Истринского муниципального района Московской области, сельское поселение Ивановское, из земельного участка с кадастровым номером 50:08:040140:26, общей площадью 25.745 кв. м, в соответствии со схемой расположения части земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 50:08:040140, утвержденный Комиссией по акту выбора земельного участка от 06.08.2014, площадью 12.816 кв. м, с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 января 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2016 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с постановление суда апелляционной инстанции, ИП Морщакина О.А. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебный акт незаконным и необоснованным, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции заявитель и его представитель поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 27.02.2015 ИП Морщакина О.А. обратилась к заинтересованному лицу с заявлением, в котором просила утвердить акт выбора земельного участка от 06.08.2014, площадью 12.816 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Ивановское, из земельного участка с кадастровым номером 50:08:040140:26, общей площадью 25.745 кв. м, в соответствии со схемой расположения части земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Комиссией по акту выбора земельного участка от 06.08.2014, площадью 12.816 кв. м, а также согласовать место размещения объекта инфраструктуры дорожного сервиса.
К вышеназванному заявлению были приложены документы согласно описи.
В ответ на указанное обращение ТУ Росимущества в Московской области направило ИП Морщакиной О.А. письмо от 16.07.2015 в„– МФ/11-6551, которым известило заявителя об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, сославшись на то, что к заявлению не приложен документ, подтверждающий утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории органом местного самоуправления, а также документ, подтверждающий соблюдение экологических условий.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП Морщакиной О.А. в сфере предпринимательской деятельности, последняя обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из следующего.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения правоотношений между сторонами) предусмотрено два способа предоставления земельных участков для строительства:
- без предварительного согласования места размещения объекта;
- с предварительным согласованием места размещения объекта.
В данном случае предприниматель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении ему земельного участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
Положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации был установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктами 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к данному акту прилагается утвержденный органом местного самоуправления проект границ земельного участка в соответствии с возможным вариантом его выбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления, получивший обращение о выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Из пунктов 5 и 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагается утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможным вариантом его выбора, после чего исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, соответствующему органу в обязательном порядке должны быть представлены утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также документ, подтверждающий соблюдение экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Однако, как установлено судом апелляционной инстанции, такие документы ИП Морщаковой О.А. к заявлению о предварительном согласовании места размещения объекта от 27.02.2015 в„– 1/17 приложены не были. В описи документов, представляемых заинтересованному лицу, они отсутствуют.
С учетом изложенного, кассационная коллегия считает, что апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что решение ТУ Росимущества в Московской области, изложенное в письме от 16.07.2015 в„– МФ/11-6551, об отказе ИП Морщаковой О.А. в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающем акт выбора земельного участка, является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2016 года по делу в„– А41-83040/15 оставить без изменения, кассационную жалобу ИП Морщакиной О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
М.Р.АГАПОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
------------------------------------------------------------------