По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.06.2016 N Ф05-7153/2016 по делу N А40-137841/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, обязании внести соответствующие сведения в реестр.
Обстоятельства: В результате проверки по факту уклонения общества от исполнения государственного контракта антимонопольным органом принято решение об отказе во включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с отсутствием факта недобросовестного уклонения третьего лица от заключения договора. Заказчику выдано предписание о разблокировке средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с несоблюдением учреждением процедуры надлежащего извещения исполнителя о расторжении контракта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2016 г. по делу в„– А40-137841/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - федерального государственного бюджетного учреждения "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий" - Поляков Д.Л., дов. от 05.11.2015 в„– 87;
от заинтересованного лица (ответчика) - Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве - Дмитриев П.Б., дов. от 28.12.2015 в„– 03-22;
от третьего лица - ООО "Специальные технологии" - Фомина Е.М., дов. от 11.01.2016 б/н;
рассмотрев 09 июня 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий"
на решение от 24 ноября 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Пепелишвили Г.Н.,
на постановление от 15 февраля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кочешковой М.В., Мухина С.М., Яковлевой Л.Г.,
по делу в„– А40-137841/2015,
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий" (ОГРН. 1037739750175)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (ОГРН. 1037706061150)
об оспаривании ненормативных правовых актов
третье лицо: ООО "Специальные технологии"
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий" (далее - заявитель, ФГБУ "Центр МИР ИТ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - антимонопольный орган, заинтересованное лицо, управление) о признании недействительными решения от 02.06.2015 по делу в„– 2-19-3581/77-15 об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков и обязании внести в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Специальные технологии" (далее - общество, третье лицо) и предписания по указанному делу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 ноября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления ФГБУ "Центр МИР ИТ", суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о несоблюдении заявителем процедуры надлежащего извещения исполнителя по контракту о расторжении соответствующего договора.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование своей кассационной жалобы ФГБУ "Центр МИР ИТ" указывает, что судами допущено неправильное применение Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не проверен факт уклонения третьего лица от заключения контракта.
Третье лицо представило отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором возражало против доводов жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы своей кассационной жалобы, просил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
Представители антимонопольного органа и третьего лица в судебном заседании против удовлетворения кассационной жалобы возражали, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.12.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку телефонных аппаратов (номер извещения 0373100069814000123).
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 24.12.2014 победителем аукциона признано ООО "Специальные технологии".
19.01.2015 Московским УФАС России принято решение о согласовании заключения государственного контракта с единственным участником аукциона.
27.01.2014 заказчиком был направлен проект государственного контракта оператору электронной площадки.
02.02.2015 и 05.02.2015 ООО "Специальные технологии" направляло протоколы разногласий в части внесения изменений в проект государственного контракта.
13.02.2015 заявителем принято решение о признании ООО "Специальные технологии" уклонившимся от заключения контракта в связи с неподписанием проекта контракта, а также в связи с тем, что обеспечение исполнения контракта направлено не непосредственно ООО "Специальные технологии", а Кузнецовой Л.А.
В результате проверки по факту уклонения общества от исполнения государственного контракта антимонопольным органом принято решение от 02.06.2015 по делу в„– 2-19-3581/77-15 об отказе в включении сведений в отношении общества в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с отсутствием факта недобросовестного уклонения третьего лица от заключения договора. Заказчику выдано предписание о разблокировке средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Считая решение антимонопольного органа незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами первой и апелляционной инстанции, с учетом пунктов 1, 5.3.1.2 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 в„– 331, установлены полномочия антимонопольной службы по контролю за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с положениями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Судами первой и апелляционной инстанции на основании оценки представленного платежного поручения в„– 439 от 13.02.2015 по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными обстоятельствами дела установлено, что обеспечение исполнения контракта внесено непосредственно за ООО "Специальные технологии".
Положения статьи 96 Закона о контрактной системе предусматривают возможность по усмотрению участника торгов самостоятельно определить способ обеспечения исполнения контракта. Такое обеспечение должно быть действительным, то есть таким, за счет которого заказчик имеет возможность реализовать денежное требование к контрагенту.
Вопреки доводам кассационной жалобы, представленные в материалы дела доказательства и установленные судами обстоятельства получили надлежащую оценку как свидетельствующие об отсутствии со стороны третьего лица недобросовестного уклонения от заключения контракта.
При этом положениями статьи 286 АПК РФ нормативно определено, что арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, установление и проверка фактических обстоятельств дела, равно как и переоценка непосредственно установленных судами обстоятельств, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 в„– 1062.
Включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков возможно только при наличии в действиях такого поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестного поведения. При этом недобросовестность юридического лица должна определяться не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о законности решения антимонопольного органа об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков и предписания управления.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 АПК РФ.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 ноября 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2016 года по делу в„– А40-137841/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
------------------------------------------------------------------