Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.06.2016 N Ф05-7602/2016 по делу N А40-170411/2015
Требование: О признании незаконными действий.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что действия выразились в принятии к исполнению исполнительного листа.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку судебным актом не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решения суда на Министерство обороны Российской Федерации или других должников.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. по делу в„– А40-170411/2015(147-1405)

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Министерства обороны Российской Федерации: Стручковой Т.С. (дов. в„– 319 от 20.10.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Межрегионального операционного управления Федерального казначейства: Ереминой Л.А. (дов. в„– 95-16-15/18 от 05.02.2016 г.)
от третьего лица ГУ ПФ РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска: не явились, извещены;
рассмотрев 09 июня 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального операционного управления Федерального казначейства
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2015 г.,
принятое судьей Дейна Н.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2016 г.,
принятое судьями Москвиной Л.А., Чеботаревой И.А., Свиридовым В.А.,
по делу в„– А40-170411/2015 (147-1405)
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства (ОГРН 1117746430570; 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищеская, д. 11, стр. 1)
об оспаривании действий,
третье лицо: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска (183034, г. Мурманск, ул. Лобова, д. 9),

установил:

вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 19 апреля 2011 г. по делу в„– А42-1115/2011 с Государственного учреждения "Материальный склад квартирно-эксплуатационного управления Северного флота" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе г. Мурманска взысканы пени на недоимку по страховым взносам за 3 квартал 2010 года в сумме 366 руб. 80 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование - 317 руб. 58 коп., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 17 руб. 46 коп., на обязательное медицинское страхование в ТФОМС - 31 руб. 76 коп.
На основании указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии АС в„– 002180223.
22 июля 2015 г. в Министерство обороны Российской Федерации поступило уведомление в„– У11Л-15-8712 от 20 июля 2015 г. о поступлении исполнительного документа АС в„– 002180223 от 06 июня 2011 г., выданного Арбитражным судом Мурманской области, взыскателем по которому является Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе г. Мурманска в Межрегиональное операционное управление Федерального Казначейства.
Считая свои права нарушенными, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному операционному управлению Федерального Казначейства о признании незаконными действий, выразившихся в принятии к исполнению исполнительного листа серии АС в„– 002180223 от 06 июля 2011 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2015 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство обороны Российской Федерации просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от третьего лица не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Межрегионального операционного управления Федерального казначейства поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Министерства обороны Российской Федерации против ее удовлетворения возражал.
Представитель третьего лица в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Подпунктом "б" пункта 90 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2013 г. в„– 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" дополнен пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации абзацем 4, которым предусмотрено такое основание для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, как отсутствие в соответствующем органе Федерального казначейства лицевого счета должника.
Согласно пункту 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22 сентября 2008 г. в„– 99н (зарегистрирован в Минюсте России 09 декабря 2008 г. в„– 12803), в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника, орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и направляет взыскателю заказным письмом (или передает лично под роспись), исполнительный документ со всеми поступившими приложениями и с сопроводительным письмом.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на неправомерность действий ответчика по принятию к исполнению исполнительного листа АС в„– 002180223, поскольку судебным актом не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решения суда на Министерство обороны Российской Федерации или других должников.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства указывает на результаты рассмотрения иных дел с участием Министерства обороны Российской Федерации, в частности на дело в„– А40-90531/15.
Между тем, судебные акты по указанным делам приняты при иных фактических обстоятельствах.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2016 г. по делу в„– А40-170411/2015 (147-1405) оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального операционного управления Федерального казначейства - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
С.В.КРАСНОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------