Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.11.2016 N Ф05-16083/2016 по делу N А41-5605/16
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Обстоятельства: Обществу отказано в предоставлении в аренду земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен ему только путем проведения конкурса.
Решение: Требование удовлетворено, так как процедура по выбору и образованию земельного участка соответствовала требованиям земельного законодательства, на основании обращения общества опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду, утвержден акт выбора земельного участка на кадастровой карте территории, земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2016 г. по делу в„– А41-5605/16

Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "БИЗНЕС ЛОГИСТИКА": Медведева Р.С. (дов. от 16.12.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Балашиха Московской области: Павлова И.В. (дов. в„– 1225исх от 20.06.2016 г.);
от третьего лица Управления имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха: не явились, извещены;
от третьего лица Правительства Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 01 ноября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2016 г.,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2016 г.,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу в„– А41-5605/16
по заявлению закрытого акционерного общества "БИЗНЕС ЛОГИСТИКА"
к Администрации городского округа Балашиха Московской области
о признании незаконным отказа и обязании,
третьи лица: Управление имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха; Правительство Московской области

установил:

закрытое акционерное общество "БИЗНЕС ЛОГИСТИКА" (далее - ЗАО "БИЗНЕС ЛОГИСТИКА", общество, заявитель) обратилось в Администрацию городского округа Балашиха Московской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1,3 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала 50:15:080702 по адресу: Московская область, г. Балашиха, вблизи деревни Соболиха.
Постановлением Администрации городского округа Балашиха Московской области от 21 июня 2012 г. в„– 854/5-ПА утверждена схема расположения земельного участка площадью 1,3 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала 50:15:080702 по адресу: Московская область, г. Балашиха, вблизи деревни Соболиха.
11 июля 2012 г. в газете "ФАКТ" в„– 50/11879 опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка площадью 1,3 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала 50:15:080702 по адресу: г. Балашиха, вблизи д. Соболиха, для строительства и размещения производственно-складского комплекса.
В ноябре произведен выбор земельного участка, составлен и согласован акт выбора.
Постановлением администрации от 20 ноября 2012 г. в„– 1609/5-ПА утвержден акт выбора земельного участка площадью 1,3 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, вблизи д. Соболиха, входящего в состав земель населенных пунктов, для строительства и размещения производственно-складского комплекса.
30 декабря 2014 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:15:0080702:55.
12 января 2015 г. ЗАО "БИЗНЕС ЛОГИСТИКА" обратилось в Администрацию городского округа Балашиха Московской области с письмом, в котором просило заключить договор аренды испрашиваемого земельного участка. Указанное письмо оставлено Администрацией городского округа Балашиха Московской области без ответа.
Письмом от 13 ноября 2015 г. в„– 9974/2 Администрация городского округа Балашиха Московской области указала ЗАО "БИЗНЕС ЛОГИСТИКА" на то, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен путем проведения конкурса.
Считая свои права нарушенными, ЗАО "БИЗНЕС ЛОГИСТИКА" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным отказ от 13 ноября 2015 г. в„– 9974/2 в предоставлении в аренду земельного участка и об обязании принять решение о предоставлении обществу в аренду со сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером 50:15:0080702:55, общей площадью 13 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, вблизи деревни Соболиха, входящего в состав земель населенных пунктов, для строительства и размещения производственно-складского комплекса и заключить договор аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха и Правительство Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2016 г., заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Администрации городского округа Балашиха от 13 ноября 2015 г. в„– 9974/2 в предоставлении в аренду земельного участка. Суд обязал Администрацию городского округа Балашиха принять решение о предоставлении ЗАО "БИЗНЕС ЛОГИСТИКА" в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером 50.15:0080702:55, общей площадью 13 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, вблизи деревни Соболиха, входящего в состав земель населенных пунктов, для строительства и размещения производственно-складского комплекса и заключить договор аренды.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Балашиха Московской области просит отменить принятые по делу судебные акты, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "БИЗНЕС ЛОГИСТИКА" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от Управления имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха и Правительства Московской области не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации городского округа Балашиха Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ЗАО "БИЗНЕС ЛОГИСТИКА" против ее удовлетворения возражал.
Представители Управления имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха и Правительства Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 марта 2018 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01 марта 2015 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01 марта 2015 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности бездействия Администрации городского округа Балашиха Московской области, что нарушает права и законные интересы ЗАО "БИЗНЕС ЛОГИСТИКА", поскольку процедура по выбору и образованию земельного участка для общества соответствовала изложенным нормам земельного законодательства.
Судами также установлено, что на основании обращения ЗАО "БИЗНЕС ЛОГИСТИКА" была опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка указанной площади по указанному адресу в аренду под строительство производственно-складского комплекса. В 2012 г. был утвержден акт выбора земельного участка на кадастровой карте территории, после чего земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Администрация указывает на отсутствие решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Между тем, акт выбора земельного участка утвержден постановление Администрации городского округа Балашиха от 20 ноября 2012 г. в„– 1609/5-ПА.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2016 г. по делу в„– А41-5605/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------