Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2016 N Ф05-2930/2016 по делу N А40-91425/2015
Требование: Об отмене приказа антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым приказом ООО, осуществляющее деятельность в сфере водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемый приказ соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. по делу в„– А40-91425/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Кадымова Ф.Ф. (дов. в„– ИА/265/16 от 12.01.2016 г.);
рассмотрев 29 марта 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 августа 2015 г.,
принятое судьей Поздняковым В.Д.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2015 г.,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.,
по делу в„– А40-91425/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жестяно-баночная фабрика и Ко" (ОГРН 1077101003778; 683015, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Индустриальная, д. 38)
к Федеральной антимонопольной службе
о признании недействительным Приказа,

установил:

уведомлением об открытии дела от 07 июня 2013 г. в„– 4-3667 (далее - уведомление) о введении государственного регулирования деятельности Федеральная служба по тарифам в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) запросило у общества с ограниченной ответственностью "Жестяно-баночная фабрика и Ко" (далее - ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко", общество, заявитель) информацию о фактическом осуществлении обществом деятельности в сферах деятельности субъектов естественных монополий и о наличии у ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко" в собственности или на законных основаниях имущества, предназначенного для оказания соответствующих услуг.
Указанное уведомление было направлено в адрес ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко" письмом от 06 августа 2012 г. в„– 4-6099 по адресу: 683015, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Индустриальная, д. 38.
Письмом от 17 июля 2013 г. за в„– 179 ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко" представило следующие документы: анкета, устав, свидетельство о внесении предприятия в ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в ФНС, письмо Камчатстата, договор в„– 7 от 01 апреля 2011 г. на прием сточных вод, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, расчет прибыли по приему сточных вод, приказ в„– 399/к от 18 июля 2008 г., свидетельство о государственной регистрации права, а также информацию о том, что основным видом деятельности общества является производство упаковки из легких металлов (п. 2.4 Устава); бухгалтерский баланс отражает показатели работы предприятия от основного вида деятельности, статьи баланса не могут рассматриваться как показатели работы предприятия по приему сточных вод.
Для рассмотрения показателей работы по приему сточных вод направлен расчет прибыли.
Выручка от приема сточных вод составляет 1,28% от совокупной годовой выручки предприятия (выручка от приема сточных вод - 1374,93 тыс. руб. Совокупная выручка - 107122,0 тыс. руб.).
Канализационные сети являются собственностью общества и предназначены для автономного приема и очистки собственных сточных вод; мощность сетей позволяет оказывать услуги по приемы воды от предприятий географически расположенных в одном районе, с которыми были заключены хозяйственные договора по приему сточных вод.
Водоснабжением общества не занимается.
При рассмотрении материалов также просило учесть, что в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. в„– 210-ФЗ, предприятие не является предприятием коммунального комплекса, канализационные сети не связаны с водоснабжением и не предназначены для нужд муниципальных образований, а в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. в„– 147-ФЗ отсутствуют основания для введения государственного регулирования.
В пакете документов, представленном ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко" в Федеральную службу по тарифам, содержалось свидетельство от 14 декабря 2011 г. в„– 41-41-01/070/2011-096 о государственной регистрации права собственности ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко" на имущество, используемое в сфере водоотведения.
Из указанного свидетельства следует, что в собственности ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко" находятся сети канализации и сооружения на них.
Фактическое осуществление обществом деятельности в сфере водоотведения подтверждено договором на прием сточных вод от 01 апреля 2011 г. в„– 7 с муниципальным унитарным предприятием "Петропавловский водоканал". Пунктом 7.1 вышеуказанного договора предусмотрено, что данный договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.
Вместе с тем, пунктом 16 Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и Перечня таких документов, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам в„– 481-э от 13 октября 2010 г. (далее - Порядок), в целях проверки достоверности представленных заявителем сведений, у субъектов естественных монополий, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления могут быть запрошены документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении (предложении), прилагаемых к ним документах или иных документах, содержащих информацию, необходимую для полного и объективного рассмотрения дела.
Так, Федеральной службой по тарифам было направлено в адрес Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края письмо о предоставлении информации от 07 июня 2013 г. в„– 4-3667.
Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края в своем ответе от 28 июня 2013 г. в„– 90.01-22/1508 подтвердила факт наличия у ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко" трубопроводов, находящихся в собственности и используемых в сфере услуг водоснабжения и водоотведения, а также факт оказания услуг сторонним потребителям с использованием данных производственных и имущественных объектов.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2014 г. в„– 1723-э ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко", осуществляющее деятельность в сфере водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории Камчатского края, включено в Реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры под регистрационным в„– 41.В.1.
Считая указанный Приказ незаконным, ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, заинтересованное лицо) о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 августа 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Отзыв на кассационную жалобу от ФАС России не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ФАС России против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представитель ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ФАС России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно статьям 10, 11 указанного закона органы регулирования естественных монополий в том числе: формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль; принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных Законом о естественных монополиях методов регулирования.
Кроме того, органы регулирования естественных монополий вправе: принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных указанным Законом, в том числе об установлении цен (тарифов); принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.
Статьей 12 Закона о естественных монополиях установлено, что орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них.
В соответствии с пунктами 1, 5.3.2, 6.4 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации в„– 332 от 30 июня 2004 г., Федеральная служба по тарифам является, в том числе, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, к полномочиям которого относится: формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); принятие решений о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.
Приказом Федеральной службой по тарифам в„– 481-э от 13 октября 2010 г. был утвержден Порядок рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий и Перечень документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пунктом 6 Порядка принятие решения о введении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий является основанием для принятия одного из следующих решений: о включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий; об исключении хозяйствующего субъекта из реестра субъектов естественных монополий в случае прекращения регулирования деятельности субъекта естественной монополии по всем видам оказываемых им услуг в условиях естественной монополии.
Пунктом 27 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения документов, представленных для принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, необходимо определить: наличие в собственности или на иных законных основаниях имущества, предназначенного для производства товаров (оказания услуг) в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях; фактическое осуществление хозяйствующим субъектом деятельности на соответствующем товарном рынке в условиях естественной монополии.
В силу пункта 24 Порядка при рассмотрении документов, представленных для принятия решения о введении или прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры применяется упрощенная процедура порядка рассмотрения документов.
С учетом пунктом 25 Порядка упрощенная процедура порядка рассмотрения документов о введении или прекращении регулирования осуществляется по правилам, содержащимся в главах II, III и V, VI Порядка, с учетом следующих особенностей:
При рассмотрении документов, представленных для принятия решения о введении или прекращении регулирования, анализ деятельности хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке проводится в соответствии с пунктом 100 Порядка, данные по проведенному анализу отражаются в заключении, которое готовится профильным Управлением, при этом предварительные слушания при упрощенной процедуре порядка рассмотрения документов не проводятся.
В соответствии пунктом 100 Порядка анализ деятельности хозяйствующего субъекта может не проводиться по критериям, указанным в пунктах 104 - 107.3, 108 - 108.4 Порядка, если для введения или прекращения регулирования в отношении хозяйствующего субъекта достоверно установлено следующее:
1) Хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в сферах естественных монополий, для чего устанавливается: наличие (отсутствие) в собственности или на ином законном основании имущества, необходимого для осуществления видов деятельности, отнесенных к сферам естественных монополий; факт (план) оказания (прекращения оказания) услуг в сферах естественных монополий, подтверждаемый наличием договорных отношений о реализации (о прекращении реализации) таких услуг.
2) Хозяйствующий субъект в рамках географических границ товарного рынка, на котором он осуществляет деятельность, является единственным хозяйствующим субъектом в части услуг, отнесенных к услугам субъектов естественных монополий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый Приказ соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ФСТ установлена обоснованность включения заявителя в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
При этом судами установлено, что обществу на праве собственности принадлежит имущество, используемое в сфере водоотведения (сети канализации и сооружения на них), о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 14 декабря 2011 г. в„– 41-41-01/070/2011-096.
Фактическое осуществление заявителем деятельности в сфере водоотведения подтверждено договором на прием сточных вод от 01 апреля 2011 г. в„– 7 с МУП "Петропавловский водоканал", пунктом 7.1 которого предусмотрено, что данный договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
При таком положении судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 10 августа 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2015 г. по делу А40-91425/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Жестяно-баночная фабрика и Ко" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------