Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2016 N Ф05-2181/2016 по делу N А40-136510/2015
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа.
Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал обществу в формировании границ земельного участка по основанию п. 13.1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что инвестиционный контракт не является договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья, следовательно, сформированный земельный участок не может быть предоставлен обществу в аренду без проведения торгов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемый отказ не соответствует положениям законодательства и нарушает права и законные интересы общества, так как инвестиционный контракт является договором о развитии застроенной территории.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. по делу в„– А40-136510/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "ФЦСР": Михеевой М.Р. (дов. от 11.06.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Руденко М.В. (дов. в„– 33-Д-831/15 от 30.12.2015 г.);
от третьего лица Правительства Москвы: Руденко М.В. (дов. в„– 4-47-1021/5 от 28.08.2015 г.);
рассмотрев 29 марта 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 октября 2015 г.,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2015 г.,
принятое судьями Москвиной Л.А., Чеботаревой И.А., Захаровым С.Л.,
по делу в„– А40-136510/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "ФЦСР" (ОГРН 1037739332575; 121601, г. Москва, Филевский бульвар, д. 40)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным отказа,
третье лицо: Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13)

установил:

постановлением Правительства города Москвы от 18 июля 2000 г. в„– 549 "О комплексной реконструкции кварталов 1 и 2 Давыдково и прилегающей внеквартальной территории по адресу: ул. Кременчугская, вл. 11-17 в районе Фили-Завыдково (ЗАО)" (далее - Постановление в„– 549) на закрытое акционерное общество "ФЦСР" (далее - ЗАО "ФЦСР", общество, заявитель) возложены функции генерального заказчика-застройщика и инвестора по проведению комплексной реконструкции кварталов 1 и 2 Давыдково и прилегающей к ним территории вне границ "красных" линий указанных кварталов по адресу: ул. Кременчугская, вл. 11-17 района Фили-Давыдково.
31 января 2002 г. между Правительством города Москвы и ЗАО "ФЦСР" был заключен Инвестиционный контракт в„– ДМЖ 02.3АО.00319 (далее - Инвестиционный контракт) на реализацию инвестиционного проекта по комплексной реконструкции жилых кварталов 1 и 2 Давыдково и прилегающей территории по адресу: ул. Кременчугская, вл. 11-17 в районе Фили-Давыдково в целях создания жилищного фонда общей жилой площадью не менее 400 тыс. кв. м, а также объектов социально-бытового назначения.
По условиям заключенного инвестиционного контракта ЗАО "ФЦСР" обязалось за счет собственных, привлеченных или заемных средств произвести проектно-изыскательские, строительно-монтажные и пусконаладочные работы по инвестиционным объектам и сдать их в эксплуатацию поэтапно в согласованные сторонами сроки.
В соответствии с пунктами 4.1.7, 4.1.10 инвестиционного контракта Правительство города Москвы обязалось оказать инвестору необходимое содействие по оформлению в установленном порядке земельно-правовых отношений по земельным участкам, входящим в состав указанной в п. 2.1 территории; передать Инвестору по мере освобождения земельные участки, а также все реконструируемые и сносимые строения и сооружения на указанных земельных участках (пункт 2.1) в течение 1 месяца по акту приемки-передачи на период строительства.
Согласно пункту 5.10 инвестиционного контракта права инвестора на земельный участок определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации: на период проектирования и строительства в краткосрочную аренду; после завершения Контракта и оформления прав собственности в долгосрочную аренду на 49 лет без выкупа права аренды в границах, установленных проектом.
Постановлением Правительства города Москвы от 07 сентября 2004 г. в„– 618-ПП "О проекте планировки кварталов 1 и 2 Давыдково района Фили-Давыдково (Западный административный округ)" утвержден проект планировки в границах красных линий кварталов 1 и 2 Давыдково района Фили-Давыдково. Проект планировки предусматривает поэтапную реконструкцию: снос ветхих и морально устаревших жилых домов и строительство в две очереди.
Указанные распорядительные акты Правительства города Москвы приняты в отношении целой территории - элементов планировочной структуры (два квартала 1 и 2 Давыдково района Фили-Давыдково (Западный административный округ)), а инвестиционный контракт предусматривает поэтапную застройку двух кварталов целого района с объектами инфраструктуры по единому проекту на условиях предварительного сноса объектов капитального строительства.
Для реализации инвестиционного проекта и во исполнение перечисленных распорядительных актов Правительства города Москвы и инвестиционного контракта ЗАО "ФЦСР" с Департаментом земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы) (далее - Департамент городского имущества города Москвы, заинтересованное лицо) были оформлены договоры аренды земельных участков, имеющих адресные ориентиры: г. Москва, район Фили-Давыдково: договор в„– М-07-507883 от 28 февраля 2007 г. аренды земельного участка площадью 10 574 кв. м для проектирования и строительства корпуса 2АБВ; договор в„– М-07-508022 от 18 октября 2007 г. аренды земельного участка 23 759 кв. м для проектирования и строительства корпусов 13, 13А, 14 и подземной автостоянки; договор в„– М-07-508071 от 12 декабря 2007 г. аренды земельного участка 22 186 кв. м для инженерной подготовки территории для строительства 3-го жилого комплекса: корпусов 18, 18А с ЦТП сроком на 11 месяцев 25 дней.
Решениями Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2014 г. по делу в„– А40-189237/13-49-1151, вступившими в законную силу, суд обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы заключить с ЗАО "ФЦСР" договоры аренды земельного участка для целей проектирования и строительства корп. 15, 16, 16А, 18-18А.
Во исполнение решения суда от 30 мая 2014 г. по делу в„– 189237/13-49-1151 между Департаментом городского имущества города Москвы и ЗАО "ФЦСР" был заключен договор аренды земельного участка в„– И-07-000684 от 26 августа 2014 г. для целей проектирования и строительства жилого дома корп. 18-18А (зарегистрирован в Росреестре 15 сентября 2014 г. за в„– 77-77-22/048/2014-106) сроком до 31 декабря 2015 г.
В целях исполнения обязанностей по реализации инвестиционного проекта в части строительства корп. 19-25 ЗАО "ФЦСР" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы по вопросу формирования границ земельного участка, необходимого для целей строительства жилых домов по улице Давыдковская (письмо от 24 февраля 2015 г. в„– 1-1/052).
Письмом от 26 марта 2015 г. в„– ДГИ-1-188643/15-1 Департамент городского имущества города Москвы отказал ЗАО "ФЦСР" в формировании границ земельного участка по основанию пункта 13.1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что инвестиционный контракт от 10 января 2007 года в„– 13-004138-5701-0081-00001-02 не является договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья и, следовательно, сформированный земельный участок не может быть предоставлен ЗАО "ФЦСР" в аренду без проведения торгов.
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ЗАО "ФЦСР" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании его незаконным и об обязании Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки и выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) территории, расположенных на месте расселения и сноса пятиэтажного жилого фонда по адресу: г. Москва, Давыдковская, д. 10 корп. 1, 2, 3, 4 для целей строительства инвестиционного объекта - жилые дома корп. 20, 21, 22, подземная автостоянка корп. 31; г. Москва, Давыдковская, д. 12 корп. 1, 2, 4, 5 для целей строительства инвестиционного объекта - жилые дома корп. 23, 24, 25; г. Москва, Давыдковская, д. 2 корп. 7, д. 4 корп. 1, 2, 3 для целей строительства инвестиционного объекта - жилой дом 2, корп. 19; для дальнейшей постановки их на кадастровый учет и оформления в аренду в целях реализации Инвестиционного контракта в„– ДМЖ 02.3А0.00319 от 31 января 2002 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 октября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2015 г., заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы, оформленный письмом от 26 марта 2015 г. в„– ДГИ-1-188643/15-1. Суд обязал ответчика в срок не позднее десяти дней со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения обращения ЗАО "ФЦСР" от 24 февраля 2015 г. в„– 1-1/052.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "ФЦСР" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от Правительства Москвы не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ЗАО "ФЦСР" возражал против ее удовлетворения. Представитель Правительства Москвы с доводами кассационной жалобы согласился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в границах застроенной территории для строительства лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется без земельных торгов. После утверждения документации по планировке территории и на основании заявления такого лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, орган местного самоуправления обязан принять решение о предоставлении указанного земельного участка.
Частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выбором земельного участка является определение вариантов размещения объекта заявителя и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии пунктом 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным данным лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено до 30 декабря 2004 г.; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с этим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
Как следует из пункта 8 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. в„– 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ Департамента городского имущества города Москвы не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку инвестиционный контракт от 31 января 2002 г. в„– ДМЖ.02.ЗАО.00319, заключенный между Правительством Москвы и ЗАО "ФЦСР", по своей правовой конструкции является договором о развитии застроенной территории.
При этом судами принято во внимание вступившие в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2012 г. по делу в„– А40-24082/12-135-224 и от 30 мая 2014 г. по делу в„– А40-189237/13-49-1151, которыми установлено, что Инвестиционный контракт по своей природе является договором о развитии застроенной территории (статьи 46.1 - 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), что в силу земельного законодательства является основанием для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.Судами также принято во внимание, что земельный участок (право аренды) не мог быть выставлен на торги, поскольку не являлся свободным, так как входит в территорию, в отношении которой ранее принято решение о развитии в порядке градостроительной деятельности (Постановление Правительства Москвы от 18 июля 2000 г. в„– 59), в связи с чем к правоотношениям сторон по предоставлению земельного участка в аренду применяются положения действующего законодательства в области предоставления земельных участков в границах застроенной территории без проведения торгов, в связи с чем, проведение торгов в отношении земельных участков, составляющих реконструируемую территорию, в отношении которой принято решение о развитии в порядке градостроительной деятельности, т.е. не свободных от прав третьих лиц, незаконно и противоречит смыслу договора о развитии (реконструкции) застроенной территории, нарушает основополагающий принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательства и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 15 октября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2015 г. по делу А40-136510/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------