По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2016 N Ф05-2945/2016 по делу N А40-69606/15
Требование: О признании недействительным отказа в регистрации права собственности на объект недвижимости.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что представленные документы не содержат описание объекта, позволяющее его идентифицировать, право собственности на этот объект контрагентом не зарегистрировано.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не представлено ни документов БТИ в отношении спорного объекта, ни документов, подтверждающих факт присвоения адреса объекту, общество не представило также документы, подтверждающие возникновение первичного права собственности. Кроме того, в представленных на регистрацию документах в части введения объекта в эксплуатацию присутствуют противоречия.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. по делу в„– А40-69606/15
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 г.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Дунаевой Н.Ю., Комаровой О.И.
при участии в заседании:
от истца: не явился, уведомлен
от ответчика: не явился, уведомлен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Художественные ковка и литье"
на решение от 26 августа 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Михайловой Л.В.,
и постановление от 15 января 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Художественные ковка и литье" (Москва, ОГРН 1027739758958)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Москва, ОГРН 1097746680822)
третье лицо - Департамент городского имущества города Москвы,
о признании незаконным отказа в регистрации права собственности
установил:
ООО "Художественные ковка и литье" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве, регистрирующий орган) о признании недействительным отказа от 29.08.2014 в„– 12/043/2014-966 в регистрации права собственности общества на объект недвижимости по адресу: г. Москва, Новосходненское шоссе, д. 4.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, заявитель подал кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов в решении и постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что такие акты или решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Художественные ковка и литье" 17.07.2014 обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - трансформаторную подстанцию площадью 23,4 кв. м, расположенную по адресу: г. Москва, Новосходненское ш., д. 4.
Государственная регистрация была приостановлено регистрирующим органом на один месяц, о чем заявитель был уведомлен сообщением от 01.08.2014 в„– 77-77-12/043/2014-966.
Решением от 29.08.2014 в„– 12/043/2014-966 Управление Росреестра по Москве на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало в государственной регистрации права собственности на спорный объект.
В качестве причин отказа указано, что представленные для государственной регистрации права документы не содержат описание объекта, позволяющее его идентифицировать, право собственности на указанный объект ООО "Контурлизинг" (контрагента по договору) не зарегистрировано.
Считая отказ Управления Росреестра по Москве от 29.08.2014 незаконным, ООО "Художественные ковка и литье" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывается, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как усматривается из материалов дела, в качестве основания для государственной регистрации представлены акт приемки-передачи основных средств от 28.10.1999 в„– 1 по форме ОС-1, контракт в„– 7 от 11.10.1999, Акт приемки-передачи от 01.11.1999, справка о вводе в эксплуатацию ТП-227 от 05.10.1999, иные документы.
Акт от 28.10.1999 в„– 1 свидетельствует о передаче по договору на поставку кузнечного проката на сумму передаваемых основных средств с баланса ООО"Контурлизинг" построенной последним за счет собственных средств трансформаторной подстанции в„– 227 (ЖБИ); год постройки подстанции - 1994.
Контракт в„– 7 от 11.10.1999 заключен между ООО "Контурлизинг" и ООО "Художественные ковка и литье".
Согласно положениям указанного контракта ООО "Художественные ковка и литье" приняло на себя обязательства по изготовлению кузнечного проката в количестве 19 тонн, стоимость работ по контракту составляет стоимость даваемых основных средств: здание трансформаторной подстанции в„– 227 железобетонное (дата ввода в эксплуатацию - 16.05.1994), электрооборудование, кабельная линия (перечень приведен в приложении к контракту).
При этом ни в контракте, ни в перечне основных средств (приложение к контракту, л.д. 84) не указаны идентифицирующие признаки здания трансформаторной подстанции (отсутствует адрес объекта, а также его площадь).
В акте приемки-передачи основных средств от 28.10.1999 в„– 1 не указана площадь спорной подстанции.
При этом, как установлено судом, нежилое здание с заявленным описанием: площадью 23,4 кв. м по адресу: г. Москва, Новосходненское ш., вл. 4 по сведениям государственного кадастра недвижимости введено в эксплуатацию в 1999 году, а не в 1994 году, как указано в приложении к контракту.
При этом, право собственности ООО "Контурлизинг" не было зарегистрировано в установленном законом порядке. ООО "Контурлизинг" за государственной регистрацией права собственности на названный объект не обращалось, доказательства обратного в деле отсутствуют.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Заявителем представлена справка ТОО "Фирма Контурлизинг" о вводе в эксплуатацию ТП-227 от 05.10.1999, согласно которой ТП-227 построена за счет собственных средств и введена в эксплуатацию в мае 1994.
Как правильно указано судом, указанный документ не является относимым и допустимым доказательством возникновения права собственности ООО "Контурлизинг" на трансформаторную подстанцию площадью 23,4 кв. м, расположенную по адресу: г. Москва, Новосходненское ш., д. 4.
Заявителем не представлено ни документов БТИ в отношении спорного объекта, ни документов, подтверждающих факт присвоения адреса объекту.
Таким образом, заявитель не представил в регистрирующий орган документы, подтверждающие возникновение первичного права собственности.
Кроме того, в представленных на регистрацию документах в части введения объекта в эксплуатацию присутствуют противоречия.
Законный отказ регистрирующего органа не нарушает права и законные интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае отсутствуют предусмотренные законом основания, необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Учитывая изложенное, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судом доказательств по делу суд кассационной инстанцией не усматривает.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 августа 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2016 года по делу в„– А40-69606/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.В.НЕЧАЕВ
Судьи
Н.Ю.ДУНАЕВА
О.И.КОМАРОВА
------------------------------------------------------------------