По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.04.2016 N Ф05-4177/2016 по делу N А41-77926/14
Требование: О признании незаконными решений и бездействия таможенного органа.
Обстоятельства: Общество указывает, что оспариваемыми решениями отказано в выпуске товара, заявленного в декларации на товары, а таможенным органом нарушены установленные сроки выпуска товаров.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку досмотр товара таможенным органом произведен не был, нарушений декларантом таможенного законодательства не установлено, а спорные товары подлежали выпуску в установленном порядке и сроки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. по делу в„– А41-77926/14
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "АВТОлогистика" Угрюмова Д.А. по доверенности в„– 15А20-41 от 16 октября 2015 года
от ответчика Домодедовской таможни Корчагиной М.В. по доверенности от 17 ноября 2015 года в„– 05-10/29605, Смирнова И.А. по доверенности от 11 января 2016 года в„– 05-10/00062
рассмотрев 07-14 апреля 2016 года в судебном заседании кассационные жалобы ответчика Домодедовской таможни и заявителя Общества с ограниченной ответственностью "АВТОлогистика"
на решение от 21 октября 2015 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Афанасьевой М.В.
на постановление от 30 декабря 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.
по делу в„– А41-77926/14
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АВТОлогистика" (ООО "АВТОлогистика", ОГРН 1067746276861)
к Домодедовской таможне (ОГРН 1035001283228)
о признании незаконными решения, бездействия, требования
установил:
ООО "АВТОлогистика" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне о признании незаконными решения от 06 сентября 2014 года об отказе в выпуске товара в„– 62, заявленного в декларации на товары в„– 10002010/020914/0051385; бездействия, выразившегося в нарушении установленных сроков выпуска товаров в„– 1 - 61, 63 - 87, заявленных в декларации на товары в„– 10002010/020914/0051385, в период с 06 сентября 2014 года по 06 сентября 2014 года; требования от 10 сентября 2014 года о предъявлении товара в„– 1, заявленного в декларации на товары в„– 10002010/100914/0053001, в том числе присутствии при досмотре; решения от 11 сентября 2014 года об отказе в выпуске товара в„– 1, заявленного в декларации на товары в„– 10002010/100914/0053001.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2015 года, заявление удовлетворено частично. Решение от 06 сентября 2014 года об отказе в выпуске товара в„– 62, заявленного в декларации на товары в„– 10002010/020914/0051385 и бездействие, выразившееся в нарушении установленных сроков выпуска товаров в„– 1 - 61, 63 - 87, заявленных в декларации на товары в„– 10002010/020914/0051385, в период с 06 сентября 2014 года по 06 сентября 2014 года, признаны незаконными. В остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе Домодедовская таможня просит отменить решение и постановление в части удовлетворения заявления, поскольку в этой части они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов относительно действий по товару в„– 62 не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В кассационной жалобе ООО "АВТОлогистика" просит отменить решение и постановление в части отказа в удовлетворении заявления, поскольку в этой части они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права.
При этом указывается на несогласие с толкованием судов норм права, так как таможенный орган должен обосновать объективную необходимость своих требований.
В судебном заседании представитель ООО "АВТОлогистика" поддержал доводы и требования своей кассационной жалобы и возражал против удовлетворения кассационной жалобы Домодедовской таможни, а представители Домодедовской таможни поддержали доводы и требования своей кассационной жалобы и возражали против удовлетворения кассационной жалобы ООО "АВТОлогистика".
Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 07 до 14 апреля 2016 года, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения относительно них, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Из материалов дела, исследованных судами, следует, что в ходе проведения таможенного контроля в отношении товаров, ввезенных ООО "АВТОлогистика" по ДТ в„– 10002010/020914/0051385 и в„– 10002010/100914/0053001, в связи с выявленным посредством использования СУР риска ввоза товаров с возможным нарушением действующего законодательства, с целью обеспечения соблюдения прав и законных интересов лиц, в области таможенного регулирования, в том числе с целью обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, таможенным органом принято решение о проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра относительно товара в„– 62 по ДТ в„– 10002010/020914/0051385 и товара в„– 1 по ДТ в„– 10002010/100914/0053001.
Согласно приведенному в пункте 6 статьи 110 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перечню форм таможенного контроля одной из форм таможенного контроля является таможенный досмотр товаров и транспортных средств. Таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (пункт 1 статьи 116 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 116 ТК ТС должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны о месте и времени проведения таможенного досмотра.
Пунктом 6 статьи 94 ТК ТС установлено, что при проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органом не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.
Таможенное законодательство таможенного союза наряду с отдельными формами таможенного контроля, закрепленными статьей 110 ТК ТС, наделяет таможенные органы дополнительными полномочиями, обеспечивающими проведение и соблюдение принципов таможенного контроля.
С учетом изложенного, выводы судов о том, что в целях таможенного контроля ввозимого товара при выявлении профиля риска может быть направлено в адрес декларанта требование о предъявлении товара с целью таможенного досмотра, является правильным.
Во исполнение указанных норм права, декларанту направлены требование и уведомление от 04 сентября 2014 года о проведении таможенного досмотра 04 сентября 2014 в 18 час. 00 мин, содержащие указание на необходимость предъявления товара в„– 62 в зону таможенного досмотра и на присутствие при таможенном досмотре представителя декларанта.
Уведомление получено декларантом 04 сентября 2014 года.
Также таможенным органом декларанту направлены требование и уведомление от 10 сентября 2014 года о проведении таможенного досмотра 10 сентября 2014 года в 19 час. 30 мин, содержащее указание на необходимость предъявления товара в„– 1 в зону таможенного досмотра и на присутствие при таможенном досмотре представителя декларанта.
Уведомление получено декларантом 10 сентября 2014 года.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 116 ТК ТС декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре.
В соответствии с пунктом 4 статьи 116 ТК ТС по требованию должностных лиц таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие.
В силу положений статьи 188 ТК ТС устанавливающей обязанности декларанта при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан предъявить декларируемые товары по требованию таможенного органа, а также выполнять требования, предусмотренные названным Кодексом.
С учетом указанных норм, вывод судов о том, что в случае выставления таможенным органом требования о присутствии декларанта на таможенном досмотре, право декларанта на присутствие при таможенном досмотре становиться его обязанностью в силу императивности норм пункта 4 статьи 116 и статьи 188 ТК ТС, является правильным.
При этом в рассматриваемом случае у декларанта появляется обязанность не только присутствовать при проведении таможенного досмотра, но и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие.
Обязательность исполнения требований таможенных органов закреплена также в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 27 ноября 2010 года в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), в соответствии с которой, законные требования таможенных органов и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми лицами.
Из вышеприведенных норм также следует, что в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы осуществляют таможенный контроль в установленном законом порядке и формах, а декларант, кроме обязанностей по декларированию, уплате таможенных пошлин, представления документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, обязан также предъявить декларируемые товары в случаях, установленных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа.
В соответствии с частью 5 статьи 161 Закона о таможенном регулировании формы актов, постановлений, протоколов и иных процессуальных документов, составляемых таможенными органами при проведении отдельным форм таможенного контроля в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и данным Федеральным законом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом Таможенного союза указанные полномочия возложены на Комиссию Таможенного союза.
Приказом Федеральной таможенной службы от 25 октября 2011 года в„– 2199 "Об утверждении форм документов для целей применений отдельных форм таможенного контроля" в целях единообразной организации таможенного контроля установлены формы документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля. Данным нормативным актом утверждена форма уведомления таможенного органа при осуществлении таможенного контроля - о проведении таможенного досмотра (приложение в„– 2 к Приказу) и требования о предъявлении товаров (приложение в„– 3 к Приказу).
Представленные в материалы дела требования и уведомления о проведении таможенного досмотра товаров, выставленные ООО "АВТОлогистика", исполнены в соответствии с указанными Приказом формами.
С учетом изложенного, вывод судов о том, что оспариваемое заявителем требование о предъявлении товаров от 10 сентября 2014 года и о присутствии при досмотре представителя заявителя, выставлено таможенным органом при наличии достаточных оснований, в пределах предоставленных полномочий, по утвержденной законодателем форме, соответствует требованиям закона.
Довод же ООО "АВТОлогистика" о том, что оспариваемое требование таможенного органа не является безусловным правом таможенного органа, а ставится в зависимость от существования объективной необходимости, в связи с чем, должно быть мотивировано таможенным органом, со ссылками на положения пункта 4 статьи 173 ТК ТС и пункта 2 статьи 22 Закона о таможенном регулировании, суды нашли несостоятельным и противоречащим нормам права.
Поскольку, декларант не выполнил законное требование таможенного органа и не предъявил товар в„– 62 в зону таможенного контроля для проведения таможенного досмотра, таможенный досмотр товара не был осуществлен.
Согласно пункту 4 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии Таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в информационные системы таможенного органа.
Под выпуском товара понимается действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры (подпункт 5 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении условий установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС.
Сроки выпуска товара определены статьей 196 ТК ТС.
Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в информационные системы таможенного органа.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В случае применения предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.
Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа, либо лиц, их замещающих, и не могут превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено Кодексом.
Согласно пункту 2 Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 в„– 262 (далее - Инструкция), при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в пункте 2 статьи 201 ТК ТС, должностное лицо таможенного органа не позднее истечения срока выпуска товаров, установленного пунктом 2 статьи 196 ТК ТС, отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
В силу пункта 4 Инструкции в случае, если в отношении отдельных товаров, заявленных в ДТ, не соблюдены условия для их выпуска, должностное лицо отказывает в их выпуске. При этом иные товары, заявленные в ДТ, подлежат выпуску в установленном порядке, если иное не установлено законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктом 2 статьи 201 ТК ТС установлено, что таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, за исключением случаев, если: выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены; выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Судами правильно установлено, что в связи с тем, что декларант не исполнил законное требование таможенного органа о предъявлении товара в„– 1 для проведения таможенного досмотра, что является нарушением п. 4 ст. 116 ТК ТС, таможенным органом 11 сентября 2014 года принято правомерное решение об отказе в выпуске товара.
Довод же ООО "АВТОлогистика" о том, что таможенным органом не соблюдены установленные законом требования к форме принятия решения об отказе в выпуске товара, что влечет его недействительность, судами признан несостоятельным.
В силу статьи 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза.
Согласно пункту 2 Инструкции при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в пункте 2 статьи 201 названного Кодекса, должностное лицо таможенного органа не позднее истечения срока выпуска товаров, установленного пунктом 2 статьи 196 ТК ТС, отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Отказ в выпуске товаров оформляется должностным лицом путем проставления штампа "Отказано в выпуске" и (или) соответствующих записей (если требуется) под номером 2 в графе "С" основного листа декларации на товары и в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнительно прикладываемых листов к декларации на товары, если такие листы используются, а в случае использования в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с предоставлением письменного заявления или перечня товаров - в верхнем левом углу каждого экземпляра заявления или перечня (пункт 3 Инструкции).
Сведения об отказе в выпуске товаров должностное лицо вносит в электронную копию ДТ.
Согласно пункту 4 Инструкции в случае, если в отношении отдельных товаров, заявленных в ДТ, не соблюдены условия для их выпуска, должностное лицо отказывает в их выпуске. При этом иные товары, заявленные в ДТ, подлежат выпуску в установленном порядке, если иное не установлено законодательством государств - членов таможенного союза.
При принятии решения об отказе в выпуске отдельных товаров, заявленных в ДТ, под номером 2 в графе "С" основного и добавочных листов ДТ, на которых заявлены сведения об указанных товарах, должностным лицом производится запись: "Товар в„– (порядковый номер товара, указанный в графе 32 ДТ) - отказано в выпуске" с указанием даты, которая заверяется подписью и оттиском личной номерной печати. При этом штамп "Отказано в выпуске" и (или) соответствующие записи не проставляются на основном листе ДТ (пункт 5 Инструкции).
В соответствии с пунктом 6 Инструкции если решение об отказе в выпуске принимается по всем декларируемым товарам, то должностное лицо возвращает декларанту экземпляр (экземпляры) ДТ, заявления либо перечня и прилагаемые к ним документы. Если решение об отказе в выпуске принимается в отношении отдельных товаров, заявленных в ДТ, должностное лицо возвращает декларанту или таможенному представителю экземпляр (экземпляры) ДТ, предназначенный (предназначенные) для декларанта.
Как установлено судами, в отношении товара в„– 1, заявленного в ДТ в„– 10002010/100914/0053001, в графе "С" декларации таможенный орган указал об отказе в выпуске товара в„– 1 на основании пункта 2 статьи 201 ТК ТС (товар не предъявлен таможенному органу).
При таких обстоятельствах, суды правомерно посчитали об отсутствии оснований для признания недействительным решения Домодедовской таможни от 11 сентября 2014 года об отказе в выпуске товара в„– 1.
Суды также правильно установили, что в ходе проведения таможенного контроля в отношении товаров, ввезенных по ДТ в„– 10002010/020914/0051385, в связи с выявленным посредством использования СУР риска ввоза товаров с возможным нарушением действующего законодательства, с целью обеспечения соблюдения прав и законных интересов лиц, в области таможенного регулирования, в том числе с целью обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, таможенным органом принято решение о проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра относительно товара в„– 62 по ДТ в„– 10002010/020914/0051385.
Таможенным органом декларанту направлены требование и уведомление от 04 сентября 2014 года о проведении таможенного досмотра 04 сентября 2014 года в 18 час. 00 мин, содержащие указание на необходимость предъявления товара в„– 62 в зону таможенного досмотра и на присутствие при таможенном досмотре представителя декларанта.
Уведомление получено декларантом 04 сентября 2014 года.
При этом уже 04 сентября 2014 года в 13 час. 43 мин. заявитель уведомил таможенный орган о своем отказе о присутствии на досмотре товара.
05 сентября 2014 года таможенным органом принято решение о продлении срока выпуска товара в„– 62 на 10 рабочих дней.
Однако решением таможенного органа от 06 сентября 2014 года отказано в выпуске товара в„– 62, заявленного в декларации в„– 10002010/020914/0051385.
С учетом изложенных обстоятельств, суды обоснованно признали незаконным решение таможенного органа от 06 сентября 2014 года об отказе в выпуске товара в„– 62, заявленного в декларации в„– 10002010/020914/0051385, поскольку указанное решение принято таможенным органом лишь 06 сентября 2014 года, тогда как декларант сообщил об отказе присутствовать на досмотре товара в„– 62 уже 04 сентября 2014 года.
При этом суды отметили, что докладная записка от 05 сентября 2014 года в„– 35-01-20/7740 о продлении срока выпуска товаров, содержит указание, что решение о применении профиля риска в„– 11/10000/10062011/01900 в отношении всей партии товаров, принимается на основании результатов досмотра 04 сентября 2014 года товара в„– 62.
Поскольку досмотр товара в„– 62 таможенным органом произведен не был, при этом в ходе таможенной процедуры оформления в отношении товаров в„– 1 - 61, 63 - 87, заявленных в спорной ДТ, доказательств выявления рисков суду не представлено; нарушений декларантом таможенного законодательства не установлено, названные товары подлежали выпуску в установленном порядке и сроки - не позднее 05 сентября 2014 года.
Вместе с тем, фактический выпуск указанных товаров осуществлен лишь 06 сентября 2014 года.
Таким образом, требования заявителя о признании незаконным решения Домодедовской таможни от 06 сентября 2014 года об отказе в выпуске товара в„– 62, заявленного в декларации на товары в„– 10002010/020914/0051385, а также бездействия Домодедовской таможни, выразившееся в нарушении установленных сроков выпуска товаров в„– 1 - 61, 63 - 87, заявленных в ДТ в„– 10002010/020914/0051385, в период с 06 сентября 2014 года по 06 сентября 2014 года, обоснованно удовлетворены судами в силу положения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационных жалоб, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2015 года по делу в„– А41-77926/14 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
С.В.КРАСНОВА
------------------------------------------------------------------