По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.04.2016 N Ф05-4038/2016 по делу N А40-97876/15
Требование: О признании незаконным решения об отказе в регистрации права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Оспариваемое решение мотивировано тем, что общество ранее уже реализовало свое право, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса РФ, на получение в собственность земельного участка для целей эксплуатации нежилого здания.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в настоящем случае предоставление земельного участка обществу в собственность регулируется специальными нормами пункта 1 статьи 24 ФЗ от 05.04.2013 N 43-ФЗ, а положения данной статьи распространяют свое действие не только на присоединенные территории, но и на все земельные участки, расположенные в границах г. Москвы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2016 г. по делу в„– А40-97876/15
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Незаметдинов О.А., доверенность от 20.05.2015;
от заинтересованного лица: Штарк Н.Г., доверенность от 13.01.2016;
от третьего лица: Нагорная М.Ю., доверенность от 24.12.2015;
рассмотрев 12 апреля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве
на решение от 23 сентября 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дейна Н.В.,
на постановление от 18 декабря 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,
по делу в„– А40-97876/15
по заявлению закрытого акционерного общества "Алекс Корпорэйшн" (ОГРН: 1027739589569)
о признании незаконным отказа
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822),
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
установил:
Закрытое акционерное общество "Алекс Корпорэйшн" (далее - ЗАО "Алекс Корпорэйшн", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, Управление) от 08.05.2015 в„– 12/075/2014-288 об отказе в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004010:107, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 21, стр. 1.
В качестве третьего лица по делу привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 сентября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя и третьего лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 13.12.2011 в„– 3368-01 ДЗР 27.12.2011 между ЗАО "Алекс Корпорэйшн" и Департаментом земельных ресурсов города Москвы был подписан договор купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 21, стр. 1 (кадастровый номер 77:01:0004010:107), находящегося под зданием.
Договор был зарегистрирован 17.02.2012.
Проект межевания территории квартала, ограниченного улицей Чаянова, Весковским переулком, Долгоруковской улицей, Оружейным переулком, улицей Фадеева в„– 01.08.104.2008 утвержден распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 02.02.2009 в„– 80.
Получив удостоверенную Москомархитектурой копию проекта межевания территории квартала, ЗАО "Алекс Корпорэйшн" обратилось 25.12.2013 в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы с сопроводительным письмом и заявлением (рег. номер 33-5-39600/13-(0)-0) на оказание государственной услуги по формированию смежного земельного участка, предусмотренного проектом межевания территории квартала и выдачей заявителю распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории на земельный участок, прилегающий к зданию по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 21, стр. 1, согласно утвержденного проекта межевания квартала.
17.01.2014 за номером 219 Департаментом городского имущества города Москвы было издано распоряжение "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" в отношении земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1.
На основании изданного распоряжения от 17.01.2014 в„– 219 был подготовлен межевой план, и Департаментом городского имущества города Москвы было подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет вновь сформированного земельного участка, общей площадью 117 кв. м, которому 13.03.2014 был присвоен кадастровый номер 77:01:0004010:3643 и адрес г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1.
13.03.2014 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве выдало заявителю кадастровый паспорт на новый участок.
Получив кадастровый паспорт на земельный участок, ЗАО "Алекс Корпорэйшн" обратилось 20.03.2014 в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы с сопроводительным письмом и заявлением (рег. номер 33-5-9033/14-(0)-0) на оказание государственной услуги о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004010:3643 по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1 (далее - земельный участок).
17.04.2014 Департаментом городского имущества города Москвы вынесено распоряжение в„– 1704-01 "О предоставлении закрытому акционерному обществу "Алекс Корпорэйшн" в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1" и передан обществу на подпись договор купли-продажи земельного участка.
21.05.2014 общество оплатило стоимость выкупа земельного участка, и после предоставления платежного поручения Департамент выдал распоряжение от 17.04.2014 в„– 1704-01 и подписанный со своей стороны договор купли-продажи.
Указанные обстоятельства явились основанием обращения ЗАО "Алекс Корпорэйшн" 18.12.2014 в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект - земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1, с кадастровым номером 77:01:0004010:3643.
08.05.2015 на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Управлением Росреестра по Москве вынесено решение в„– 12/075/2014-288 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1. Причиной отказа Управление указало, что общество ранее уже реализовало свое право, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации на получение в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004010:107 для целей эксплуатации нежилого здания, предоставленного по распоряжению Департамента земельных ресурсов города Москвы от 13.12.2011 в„– 3368-01 ДЗР. Также Управлением указано, что в данном случае неприменимы положения Федерального закона от 05.04.2013 в„– 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Не согласившись с отказом Управления Росреестра по Москве, ЗАО "Алекс Корпорэйшн" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ, Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации, основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Проверка представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 22.03.2013 в„– 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, вправе приобрести в собственность без проведения торгов смежные земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 4.2.1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 в„– 99-ПП), Департамент обладает полномочиями на принятие решения о заключении договора купли-продажи в отношении спорного земельного участка.
На основании распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 13.12.2011 в„– 3368-01 ДЗР 27.12.2011 между ЗАО "Алекс Корпорэйшн" и Департаментом земельных ресурсов города Москвы был подписан договор купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 21, стр. 1 (кадастровый номер 77:01:0004010:107).
В дальнейшем Департаментом выдано распоряжение от 17.01.2014 в„– 219 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" в отношении земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1, смежного с земельным участком, имеющим кадастровый номер 77:01:0004010:107, и установлено следующее разрешенное использование земельного участка - объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорный земельный участок является смежным с земельным участком (кадастровый номер 77:01:0004010:107), принадлежащим заявителю на праве собственности, на котором расположено здание общества.
Согласно утвержденному распоряжением Департамента от 02.02.2009 в„– 80 проекту межевания территории квартала в„– 01.08.104.2008, указанный смежный земельный участок относится к территории, необходимой для эксплуатации здания.
17.04.2014 Департаментом городского имущества города Москвы вынесено распоряжение в„– 1704-01 о предоставлении ЗАО "Алекс Корпорэйшн" в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1, с кадастровым номером 77:01:0004010:3643, для эксплуатации здания под административные цели.
Суды указали, что в материалы дела не представлены доказательства, опровергающие указанные обстоятельства.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае предоставление земельного участка заявителю в собственность регулируется специальными нормами пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суды, истолковав положения статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 43-ФЗ, пришли к правомерному выводу о том, что положения названной статьи распространяют свое действие не только на присоединенные территории, но и на все земельные участки, расположенные в границах города Москвы.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Положения статьи 24 Федерального закона в„– 43-ФЗ, которыми собственнику объекта недвижимости предоставлены права на приобретение смежного земельного участка, направлены на реализацию положений пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего необходимость рационального использования земли.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 сентября 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2015 года по делу в„– А40-97876/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
С.В.КРАСНОВА
------------------------------------------------------------------