По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.04.2016 N Ф05-3791/2016 по делу N А40-216725/2014
Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа и обязании произвести государственный кадастровый учет.
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с непредставлением выданного уполномоченным органом решения о согласовании переустройства и перепланировки помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в составе представленных заявителем документов решение о согласовании переустройства и перепланировке помещения в многоквартирном доме отсутствовали.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2016 г. по делу в„– А40-216725/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Комаровой О.И.,
судей Денисовой Н.Д., Мысака Н.Я.,
при участии в заседании:
от истца - Ивановой Е.В. по доверенности от 08.12.2015 в„– 33-728/15, Атаманова Р.С. по доверенности от 07.12.2015 в„– 44-Д-708/15,
рассмотрев 11 апреля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на постановление от 22 декабря 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Поповым В.И., Лепихиным Д.Е.,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, 107078, г. Москва, Орликов переулок, дом 10, стр. 1
о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и обязании произвести государственный кадастровый учет изменений
В судебном заседании 04 апреля 2016 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11 апреля 2016 года
установил:
Департамент городского имущества города Москвы (далее Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" далее ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) о признании незаконным решения от 22.09.2014 в„– 77/601/14-133317 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001029:3858, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 24/32; обязании произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001029:3858, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 24/32.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 апреля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
Суд установил, что при проведении ответчиком проверки представленных документов при сравнении графических сведений ГКН и технического плана выявлено, что в помещении с кадастровым номером 77:01:0001029:3858 произведена перепланировка.
Данные обстоятельства подтверждаются техническим планом помещения, представленным ответчиком в судебное заседание.
В составе представленных документов решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, выданное уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы, и Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме отсутствовали, в связи с чем ответчиком принято решение о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статья 26 Закона о кадастре, однако причины, препятствующие государственной регистрации, Департаментом не были устранены, в связи с чем в регистрации обоснованно отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2015 года указанное решение Арбитражного суда города Москвы отменено.
Апелляционный суд признал незаконным и отменил решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 22.09.2014 в„– 77/601/14-133317 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001029:3858, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 24/32.
Апелляционный суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001029:3858, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 24/32.
Суд пришел к выводу, что представленный Департаментом технический план полностью соответствовал положениям Приказа Минэкономразвития России от 29.11.2010 в„– 583, пунктам 12, 13 Приказа Минэкономразвития России от 28.12.2009 в„– 555, содержащиеся в нем сведения основывались в том числе на декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, что соответствует положениям части 8 статьи 41 Закона о кадастре.
Представленный в кадастровую палату технический план содержал декларацию об объекте недвижимости, составленную и заверенную правообладателем объекта недвижимости, копию свидетельства о государственной регистрации права собственности города Москвы на помещение, другие документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета.
Принятое Учреждением решение о приостановлении осуществления кадастрового учета по существу основано на истребовании документов, не предусмотренных Законом о кадастре и правовых оснований для принятия Учреждением решения об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001029:3858 не имелось.
ФГБУ "ФКП Росреестра" подана кассационная жалоба на вышеназванное постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, согласно которой ответчик просит данный судебный акт отменить, решение Арбитражного суда города Москвы оставить в силе.
В обоснование жалобы указывает, что при проверке представленных документов и сравнении графических сведений ГКН и технического плана выявлено, что произведена перепланировка помещения с кадастровым номером 77:01:0001029:3858.
В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре и пунктом 13 Требований сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ, разрешении на ввод в эксплуатацию здания или сооружения, в котором находится помещение, проектной документации здания или сооружения, в котором находится помещение, изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором находится помещение. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.
К заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости заявителем представлен технический план здания, сооружения, помещения, подготовленный на основании Декларации об объекте недвижимости.
Однако технический план должен был быть подготовлен не только на основании декларации; в составе технического плана отсутствовал оформленный приемочной комиссией акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений.
Согласно статье 15 Закона города Москвы от 27.01.2010 в„– 2 "Основы жилищной политики города Москвы" не допускается самовольные переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом части 8 статьи 41 Закона о кадастре и пункта 13 Требований в состав приложения представленного технического плана должны были входить Распоряжение департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения.
Поскольку заявителем в срок, установленный для устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, не были представлены необходимые для кадастрового учета документы, решение об отказе в осуществлении кадастрового учета является законным и обоснованным.
Представитель заявителя кассационной жалобы в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, ФГБУ "ФКП Росреестра" считается извещенным в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в его отсутствие.
Представитель Департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемое постановление подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Судами установлено, что Департамент обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001029:3858, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 24/32.
ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение от 20.06.2014 в„– 77/601/14-85712 о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с несоответствием представленного на государственный кадастровый учет технического плана помещения требованиям Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 29.11.2010 в„– 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке", пункта 12, 13 Приказа Минэкономразвития России от 28.12.2009 в„– 555 и непредставлением заявителем выданного уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения.
В связи с тем, что в установленный для устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, не были представлены необходимые для кадастрового учета документы, решением от 22.09.2014 в„– 77/601/14-133317 отказано в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001029:3858 на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Закона о государственном кадастре.
Полагая вышеназванное решение не соответствующими закону, Департамент обратился с настоящим заявлением в суд о признании его незаконным.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Статьей 26 указанного Закона предусмотрены приостановление осуществления кадастрового учета и его основания.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" от 20.06.2014 в„– 77/601/14-85712 государственный учет объекта был приостановлен в связи с несоответствием представленного на государственный кадастровый учет технического плана помещения требованиям Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 29.11.2010 в„– 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке", пункта 12, 13 Приказа Минэкономразвития России от 28.12.2009 в„– 555 и непредставлением заявителем выданного уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Согласно части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 5 статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 16 Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2 статьи 16 Закона).
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен статьей 22 Закона, в том числе технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.
В соответствии с частью 8 статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости.
Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Суд первой инстанции установил, что сведения об объекте недвижимости (помещение) с кадастровым номером 77:01:0001029:3858 поступили в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве путем передачи в орган кадастрового учета сведений об объектах в объеме сведений, включенных в подраздел I ЕГРП и не содержали сведений о графической части объекта.
Вместе с тем в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о здании с кадастровым номером 77:01:0001029:3858, в состав которого входит спорное помещение. Сведения о здании поступили из ГУП МосгорБТИ и содержат графические сведения о данном помещении (поэтажные планы).
При проведении проверки представленных документов при сравнении графических сведений ГКН и технического плана выявлено, что в помещении с кадастровым номером 77:01:0001029:3858 произведена перепланировка. Данные обстоятельства подтверждаются техническим планом помещения, представленным ответчиком в судебное заседание.
Частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 указанного Кодекса).
Согласно статье 15 Закона города Москвы от 27.01.2010 в„– 2 "Основы жилищной политики города Москвы" переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве производятся с соблюдением требований федерального законодательства, законов и иных правовых актов города Москвы по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Не допускаются самовольные переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 в„– 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" утверждены Требования к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (приложение в„– 1), Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в г. Москве (приложение в„– 2).
Пунктом 19 вышеназванных Требований к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений предусмотрено, что производство работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах (для нежилых помещений - работ, требующих внесения изменений в поэтажный план, технический паспорт на здание (строение) (форма 1а), не включенных в пункты 2 и 3 настоящего приложения, а также работ по переустройству и (или) перепланировке помещений жилых домов осуществляется физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами с последующим оформлением приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме.
Поскольку в составе представленных документов решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, выданное уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы, Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме отсутствовали, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Девятый арбитражный апелляционный суд, признавая указанный отказ в учете изменений незаконным, счел достаточным представление Департаментом технического плана, содержащего сведения на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
С учетом вышеприведенных положений норм права судебная коллегия полагает, что для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с перепланировкой (переустройством) недостаточно представления декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, соответствует закону отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" в учете изменений по основанию отсутствия решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке помещения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает подлежащим отмене постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, решение Арбитражного суда города Москвы - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2015 года по делу в„– А40-216725/2014 отменить, решение Арбитражного суда города Москвы от 30 апреля 2015 года оставить в силе.
Председательствующий судья
О.И.КОМАРОВА
Судьи
Н.Д.ДЕНИСОВА
Н.Я.МЫСАК
------------------------------------------------------------------