Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2016 N Ф05-56/2016 по делу N А40-73528/2015
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ за выдачу обществу сертификата соответствия транспортного средства с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. по делу в„– А40-73528/2015(145-580)

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Федеральной службы по аккредитации: Мерзляковой В.Н. (дов. в„– 47 от 07.07.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Центр автомобильных технологий "Картех": Рязанова В.А. (дов. в„– 2016-2/1 от 11.01.2016 г.), Минкина И.М. (дов. в„– 2015-7/5 от 25.05.2015 г.);
рассмотрев 04 февраля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по аккредитации
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2015 г.,
принятое судьями Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н., Мухиным С.М.,
по делу в„– А40-73528/2015 (145-580)
по заявлению Федеральной службы по аккредитации (ОГРН 5117746026756; 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 7)
к обществу с ограниченной ответственностью "Центр автомобильных технологий "Картех" (ОГРН 5067746785607; 125130, г. Москва, Старопетровский проезд, д. 1, стр. 1)
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ,

установил:

в период с 13 марта 2015 г. по 16 марта 2015 г. на основании приказа Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация, административный орган, заявитель) в„– 15-П-ВВ от 12 марта 2015 г. была проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении органа по сертификации - общества с ограниченной ответственностью "Центр автомобильных технологий "Картех" (далее - ООО "Центр автомобильных технологий "Картех", общество, ответчик), с целью исполнения приказа Росаккредитации в„– 2684 от 12 марта 2015 г. "О проведении внеплановых выездных проверок деятельности аккредитованных лиц, определенных Росаккредитацией в качестве имеющих высокий риск несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц", изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в„– ИШ-П15-788 от 12 февраля 2015 г.
В ходе проведения проверки был рассмотрен сертификат соответствия в„– C-FR.MT36.A.13521 от 10 сентября 2014 г., подписанный руководителем органа по сертификации ООО "Центр автомобильных технологий "Картех" Мельниковым И.К. и экспертом названного органа по сертификации Малюковым А.М.
Так, сертификат соответствия в„– C-FR.MT36.A.13521 от 10 сентября 2014 г., выданный на транспортное средство Renault Kangoo, тип W, код VIв„– VF1RW0HB644681743, год выпуска 2010, дизель, 1461 см3, подтверждает соответствие транспортного средства требованиям подпункта "г" пункта 8 Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации в„– 609 от 12 октября 2005 г. (далее - ТР 609), Правилам ЕЭК ООН в„– 83-06 (уровень выбросов Евро-5) Экологический класс 5.
В качестве подтверждения соответствия транспортного средства экологическому классу 5 в поле "представленные документы" сертификата соответствия, как и протокола технической экспертизы доказательной базы в„– 5308/ЭК от 10 сентября 2014 г. указаны заявка на получение Сертификата соответствия, Zulassungsbescheinigung в„– DX018585, KAUTVERTAG б/н от 01 сентября 2014 г.
Согласно протоколу технической экспертизы доказательной базы 5308/ЭК от 10 сентября 2014 г. Анализ представленных документов, а также информационных материалов, имеющихся в распоряжении Испытательного центра показал, что автомобиль укомплектован дизелем. Информация о соответствии автомобиля Евро 5 имеется в его регистрационных документах, выданных в стране предыдущей эксплуатации (Германия) - (Директива 715/2007*2008A/EG), что подтверждает соответствие автомобиля экологическому классу 5. На основании протокола экспертизы технической 5308/ЭК от 10 сентября 2014 г. Испытательного центра "Картех" орган по сертификации "Картех" принял решение выдать заявителю сертификат соответствия.
Таким образом, проведенной проверкой был установлен факт нарушения органом по сертификации требований законодательства Российской Федерации в области аккредитации, а именно в представленных органом сертификации - ООО "Центр автомобильных технологий "Картех" материалах отсутствуют доказательства соответствия транспортного средства техническим требованиям, установленным в подпункте "г" пункта 8 ТР 609, в частности, техническим нормативам выбросов, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН в„– 24-03 с дополнением 1 и в пункте 5.3.1.4 Правилами ЕЭК ООН в„– 83-06 (уровень выбросов Евро-5).
Правила ЕЭК ООН в„– 83-06 устанавливают технические требования к официальному утверждению типа автотранспортных средств, принципы соответствия эксплуатационным требованиям, надежности устройств ограничения загрязнения и бортовых диагностических (БД) систем.
Документальных подтверждений оценки элементов, установленных на заявленном транспортном средстве и способных влиять на выделение загрязняющих веществ, что предусмотрено пунктом 5.1.1 Правил ЕЭК ООН в„– 83-06, а также соответствия бортовой диагностической системы требованиям, установленным пунктом 4.10 Правил ЕЭК ООН в„– 83-06 обществом не представлено.
ООО "Центр автомобильных технологий "Картех" также в нарушение пунктов 5.2.3 и 5.3.8 Правил ЕЭК ООН в„– 83-06 не проведен контроль среднего уровня выбросов отработавших газов после запуска холодного двигателя, а также оценка работоспособности бортовой диагностической (БД) системы контроля за выбросами автотранспортного средства, на основании чего Росаккредитацией был сделан вывод о выдаче обществу сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
По результатам проверки был составлен акт проверки в„– 215-АВК от 16 марта 2015 г., в котором отражены выявленные в ходе проведения проверки нарушения.
На основании полученных данных 01 апреля 2015 г. в отношении ООО "Центр автомобильных технологий "Картех" был составлен протокол об административном правонарушении в„– 250/2015.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Росаккредитации в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "Центр автомобильных технологий "Картех" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 сентября 2015 г. заявленные требования удовлетворены, ООО "Центр автомобильных технологий "Картех" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2015 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 04 сентября 2015 г. отменено. В удовлетворении заявления Росаккредитации о привлечении ООО "Центр автомобильных технологий "Картех" к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ отказано.
В кассационной жалобе Росаккредитация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Центр автомобильных технологий "Картех" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Росаккредитации поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Центр автомобильных технологий "Картех" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Постановлением Правительства Российской Федерации в„– 609 от 12 октября 2005 г. утвержден Технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Технический регламент), который применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ.
В Техническом регламенте применены Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (далее - Правила ЕЭК ООН), регламентирующие содержание в выхлопе автомобилей вредных (загрязняющих) веществ. Аналогичная экологическая классификация (стандарты) применена в Техническом регламенте.
Пунктом 11 ТР 609 установлено, что соответствие автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 ТР 609 порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям настоящего регламента определен Правилами ЕЭК ООН.
Иные документы в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР 609, не предусмотрены.
Пунктом 10 ТР 609 установлено, что уровень выбросов автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 ТР 609.
В подпункте "г" пункта 8 ТР 609 установлены технические нормативы выбросов, предъявляемые к автомобильной технике 5 экологического класса категорий 5 Ml, в„– 1, а также M2, в„– 2 (в соответствии с областью применения Правил ЕЭК ООН в„– 83-06) с газовыми, искровыми (бензиновыми) двигателями и дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН в„– 83-06 (уровень выбросов Евро-5), Правилами ЕЭК ООН в„– 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей).
Пунктом 5.2.1 Правил ЕЭК ООН в„– 83-06 предусмотрено, что транспортные средства, оснащенные двигателем с принудительным зажиганием, и гибридные электромобили, оснащенные двигателем с принудительным зажиганием, должны подвергаться испытанию типа I (контроль среднего уровня выбросов отработавших газов после запуска холодного двигателя), типа II (выбросы моноксида углерода в режиме холостого хода), типа III (выбросы картерных газов), типа IV (выбросы в результате испарения), типа V (ресурсное испытание устройств ограничения загрязнения), типа VI (контроль среднего уровня моноксида углерода и углеводородов в отработавших газов после запуска холодного двигателя при низкой температуре окружающей среды) и испытанию БД.
Действия, связанные нарушением правил выполнения работ по сертификации либо выдачей сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований заявителя о привлечении ООО "Центр автомобильных технологий "Картех" к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
При этом судом установлено что транспортное средство относится к типу, имеющему официальное утверждение в соответствии с Правилами ЕЭК ООН, указанными в подпункте "г" пункта 8 ТР 609, то есть соответствует экологическому классу 5, а именно при проведении оценки соответствия автомобиля Renault Kangoo, тип W, код VIв„– VF1RW0HB644681743, год выпуска 2010, дизель, 1461 см3 выполнены следующие работы:
1) получена от собственника автомобиля и зарегистрирована заявка на получение сертификата соответствия с приложением документов, представленных владельцем транспортного средства;
2) проведен анализ представленных документов на предмет возможности проведения оценки соответствия, достаточности представленных документов, наличия видимых несоответствий. По результатам анализа установлено наличие документов, подтверждающих принадлежность транспортного средства, а также позволяющих идентифицировать транспортное средство и установить наличие сообщения об официальном утверждении типа; свидетельство о регистрации на транспортное средство, выданное в ЕС (Германия); копия договора купли-продажи на ТС. Экспертом принято решение о проведении оценки соответствия (Решение органа по сертификации по заявке от 10 сентября 2014 г.);
3) испытательным центром ООО "Центр автомобильных технологий "Картех" проведена техническая экспертиза документации, представленной владельцем транспортного средства. По результатам технической экспертизы документации установлен идентификационный номер транспортного средства; транспортное средство относится к типу (марка/модель/тип) - Renault Kangoo, тип W, код VIв„– VF1RW0HB644681743, год выпуска 2010, дизель, 1461 см3; в регистрационных документах имеется ссылка на страну предыдущей регистрации - Германия; на номер официального утверждения типа (е2*2001/116*0364*14); на стандарт выбросов - 715/2007*692/2008A/EG; на код стандарта выбросов - 35АО; Стандарт выбросов и код стандарта выбросов свидетельствуют о соответствии требованиям EURO 5.
Наличие в регистрационных документах номера официального утверждения типа означает, что данный тип автомобиля прошел процедуру официального утверждения типа транспортного средства и, соответственно, отвечает всем требования, содержащимся в Правилах ЕЭК ООН. Номер официального утверждения типа и стандарт выбросов указаны в разделах регистрационного документа, регламентированных Директивой ЕС в„– 1999/37-2003/127 о регистрационных документах ТС. В целях подтверждения информации проведен дополнительный анализ: сопоставлены ссылки на стандарт выбросов - EURO 5 и на код стандарта выбросов - 35FO (обе ссылки свидетельствуют о соответствии транспортного средства на дату изготовления требованиям EURO;
4) проведен анализ соответствия транспортного средства требованиям EURO 5 по имеющимся информационным материалам (справочники и ранее проведенные работы по оценке соответствия транспортных средств данного типа), по результатам которого получено подтверждение соответствия транспортного средства на дату изготовления требованиям EURO 5. По результатам технической экспертизы составлен Протокол технической экспертизы доказательной базы от 10 сентября 2014 г. в„– 5308/ЭК, содержащий вывод о соответствии транспортного средства на дату изготовления экологическому классу 5 в соответствии с требованиями ТР 609 (все требования, установленные Правилами ЕЭК ООН в„– 83-06 выполнены при прохождении процедуры утверждения типа транспортного средства);
5) на основании Протокола технической экспертизы от 10 сентября 2014 г. в„– 5308/ЭК и с учетом Соглашения о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств, совершено в Женеве 20 марта 1958 г., принято решение о выдаче сертификата соответствия от 10 сентября 2014 г.;
6) в соответствии с установленными требованиями экспертом оформлен, подписан и передан владельцу транспортного средства сертификат соответствия от 10 сентября 2014 г. в„– C-FR.MT36.A.13521. Сертификат соответствия оформлен и подписан ЭЦП в информационной системе ВГИС Росаккредитации.
Данные обстоятельства отражены в материалах сертификационного дела.
Приняв во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он основан на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
В кассационной жалобе Росаккредитация приводит доводы о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
Приведенные доводы подлежат отклонению в связи со следующим.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы (протеста) возможно только в том случае, если не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Таким образом, отмена решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвращение дела на новое рассмотрение возможно лишь в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ (пункт 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ).
Поскольку по настоящему делу не установлено обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены вступившего в законную силу судебного акта, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, поскольку законом не допускается поворот к худшему для лица, привлеченного к административной ответственности.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2015 г. по делу в„– А40-73528/2015 (145-580) оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по аккредитации - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------