По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.02.2016 N Ф05-19637/2015 по делу N А40-107384/14
Требование: О взыскании убытков.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что полученная сумма возмещения по перевозкам льготных категорий граждан за 2013 год не покрыла в полном объеме имущественную потерю истца, представляющую собой сумму не полученной от федеральных и региональных льготников провозной платы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истцом не доказано, что полученная компенсация не покрывает расходы истца на перевозку льготных категорий граждан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу в„– А40-107384/14
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей: А.Л. Новоселова, А.И. Стрельникова,
при участии в заседании:
от истца -
от ответчика -
рассмотрев 02 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Муниципального унитарного предприятия Спировского района Тверской области по оказанию автотранспортных услуг
на решение от 26 марта 2015 года,
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Алексеевым А.Г.,
на постановление от 27 июля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лящевским И.С., Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
по иску Муниципального унитарного предприятия Спировского района Тверской области по оказанию автотранспортных услуг (ОГРН 1066915023251)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636); Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (ОГРН 1026900521230)
о взыскании убытков,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие Спировского района Тверской области по оказанию автотранспортных услуг обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 2 389 156,90 руб. и к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области о взыскании убытков в сумме 3 584 927,50 руб.
Обосновывая заявленные исковые требования, истец ссылался на то, что полученная сумма возмещения по перевозкам льготных категорий граждан за 2013 год не покрыла в полном объеме имущественную потерю истца, представляющую собой сумму неполученной от федеральных и региональных льготников провозной платы, в связи с чем компенсация расходов предприятия на перевозку льготников регионального и федерального регистров в 2013 году должна быть возмещена федеральным и региональным бюджетами.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.03.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, истец подал кассационную жалобу, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение, либо принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Истец ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие изложенных в них выводов обстоятельствам дела.
Истец и ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
От Министерства финансов Российской Федерации поступил отзыв на кассационную жалобу, который судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщен, ввиду отсутствия доказательств его направления другим лицам, участвующим в деле.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в 2013 году истец осуществлял перевозки граждан на основании единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ).
Судами также установлено, что между истцом, Министерством транспорта Тверской области и Территориальным отделом социальной защиты населения Спировского района Тверской области 14.02.2013 был заключен договор по предоставлению на территории Тверской области льготного проезда отдельным категориям граждан на основании единого социального проездного билета и компенсации расходов транспортным предприятиям.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что судами правильно применены нормы материального права, в частности статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судебная коллегия суда кассационной инстанции учитывает, что Федеральным законом от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, с 01.01.2005 предоставление гражданам льготы по бесплатному проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату, а также разграничены полномочия по вопросам совместного ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросу социальной поддержки и социального обслуживания ряда категорий граждан, в связи с чем вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и льготных категорий граждан отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Суд правильно применил законодательство субъекта, в частности постановление Администрации Тверской области от 16.02.2005 в„– 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета", которым утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан (далее - Положение в„– 32-па), и пришел к обоснованному выводу, что раздел 3 Положения в„– 32-па, по своей сути, является методикой расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан по каждому муниципальному образованию Тверской области. Данная методика учитывает общее количество ЕСПБ, выданных на территории муниципального образования, предусматривает распределение компенсации между перевозчиками пропорционально выполненной ими работе на линии и исходит их того, что размер компенсации определяется как разница между полной месячной стоимостью проезда одного пассажира по ЕСПБ, установленной в постановлении, и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином.
Суд правомерно пришел к выводу, что расчет размера возмещения перевозчику выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан должен производиться в соответствии с условиями заключенных договоров и положениями Постановления Правительства Администрации Тверской области от 16.02.2005 в„– 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета" (вместе с "Положением в„– 32-па").
Общий (не льготный) тариф за одну поездку в городском сообщении, действовавший в спорный период, был установлен Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 22.10.2012 в„– 432-нп.
Судами установлено, что в период рассмотрения настоящего дела у сторон отсутствовали возражения относительно размера компенсаций, полученных истцом из федерального, регионального бюджетов по каждому муниципальному образованию, отсутствовал спор по тарифам, по распределению доли на федеральных и региональных льготников.
Суды пришли к выводу, что истец не доказал, что полученная компенсация не покрывает расходы истца на перевозку льготных категорий граждан.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции поддерживает данный вывод судов. Используемый истцом метод расчетов не может противоречить установленной в субъекте методике, так как, устанавливая порядок и размер компенсации, субъект Тверская область действовал в пределах предоставленных ему Российской Федерацией полномочий по вопросу совместного ведения.
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 в„– 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
В действиях судов отсутствуют нарушения пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 в„– 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации", поскольку суд пришел к выводу, что в предусмотренном договором согласованном сторонами договора размере компенсация истцу выплачена, правовых оснований для ее пересчета иным расчетным методом не имеется. Истец не доказал факты нарушения обязательства субъектом Тверской областью или причинения вреда истцу Российской Федерацией, а также наличие убытков.
Учитывая изложенное, судебная коллегия суда кассационной инстанции находит отказ в удовлетворении исковых требований по указанным мотивам соответствующим требованиям закона, установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, которым судом дана оценка с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения и постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2015 года по делу в„– А40-107384/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Л.А.ТУТУБАЛИНА
Судьи
А.Л.НОВОСЕЛОВ
А.И.СТРЕЛЬНИКОВ
------------------------------------------------------------------