Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.12.2016 N Ф05-18609/2016 по делу N А40-215747/2015
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием на кооператив возложена обязанность привести положения устава жилищно-строительного кооператива в соответствие с требованиями законодательства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суды не учли, что закон закрепил за уполномоченным органом неоспоримое право проверять устав жилищно-строительного кооператива и выдавать предписания о приведении в соответствие с требованиями законодательства устава, законность оспариваемого предписания судами не проверялась.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2016 г. по делу в„– А40-215747/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 6 декабря 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЖСК "ТСХА-4" - Скачко Н.В. председатель (протокол от 21 апреля 2016 года), Болотникова Е.А. доверенность от 01 июня 2016 года,
от заинтересованного лица: Мосжилинспекция - Садыкова Т.М. доверенность от 21 декабря 2015 года в„– 1163-и,
рассмотрев 01 декабря 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции г. Москвы (Мосжилинспекция)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 09 марта 2016 года,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 17 июня 2016 года,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.,
по заявлению ЖСК "ТСХА-4" (ОГРН 1037700256670)
о признании незаконным предписания Мосжилинспекции

установил:

ЖСК "ТСХА-4" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции города Москвы в„– Р-О-С-15239/1 от 18 июля 2015 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2016 года заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания, в связи с отсутствием у Мосжилинспекции полномочий на проверку соответствия устава ЖСК закону.
Мосжилинспекция, не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами при вынесении мотивировочной части решения, в обосновании своих доводов сослались на пункты 4.2.12, 4.2.13, 4.2.14, 4.2.15, 4.2.16, 4.3, 4.3.12, 4.3.13, 4.3.14 Постановления Правительства Москвы от 26 июля 2011 года в„– 336-ПП "Об утверждении положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы", которые по своему содержанию не соответствуют указанному нормативному акту.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое предписание, суды исходили из того, что отсутствует у Мосжилинспекции компетенция по контролю за соответствием устава ЖСК требованиям законодательства.
Указанные выводы судов ошибочны, основаны на неправильном применении норм материального права.
Мосжилинспекция действует в соответствии с пунктом 7 части 1, частью 2 статьи 14, статьей 20, частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 4 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 года в„– 336-ПП, Административного регламента исполнения государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы в„– 655-ПП от 28 декабря 2011 года.
Однако данное утверждение судов является неверным, так как в соответствии с пунктом 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) основанием для проведения внеплановой проверки являются поступления обращений и заявлений граждан о фактах нарушений требований к уставу жилищного и жилищно-строительного кооператива.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20, подпунктом 2 пункта 5 статьи 20, подпунктом 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, изменений требованиям законодательства, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного и иного специализированного потребительского кооператива.
Также в соответствии с пунктом 4.3 и пунктом 4.3.2.3 Положения о государственной жилищной инспекции, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 26 июля 2011 года в„– 336-ПП Жилищная инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением обязательных требований по проверке соответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, закон закрепил за Жилищной инспекцией неоспоримое право проверять устав жилищно-строительного кооператива и выдавать предписания о проведении в соответствие с требованиями законодательства устава жилищно-строительного кооператива.
Из указанного следует, что вывод судов об отсутствии у Мосжилинспекции компетенции по контролю за соответствием устава ЖСК требованиям законодательства не основан на законе.
При осуществлении проверки деятельности ЖСК "ТСХА-4" в связи с поступившим обращением собственников, Мосжилинспекцией были выявлены не соответствующие действующему законодательству РФ положения устава ЖСК "ТСХА-4", а именно в главы 2, главы 3, пункта 3.1, главы 8, главы 9, главы 10, главы 11. Данное нарушение зафиксировано Актом осмотра от 5 августа 2015 г., в связи с чем 18 июля 2015 года Мосжилинспекцией было выдано ЖСК "ТСХА-4" предписание в„– Р-О-С-15239/1, которым предписывалось привести положения Устава ЖСК "ТСХА-4" в соответствие с требованиями законодательства.
Между тем, законность указанного предписания судами не проверялась, в связи с чем суд кассационной инстанции лишен возможность проверить обоснованность доводов заявителя кассационной жалобы относительно законности оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2016 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2016 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью проверки по правилам Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законности оспариваемого предписания.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2016 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2016 года по делу в„– А40-215747/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------