Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.11.2016 N Ф05-17972/2016 по делу N А40-12352/2016
Требование: О признании незаконным бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ.
Обстоятельства: Обществу отказано в предоставлении государственной услуги "предварительное согласование предоставления земельного участка". Встречное требование: О признании здания самовольной постройкой.
Решение: 1) В удовлетворении основного требования отказано; 2) В удовлетворении встречного требования отказано, так как согласно постановлению о прекращении производства по делу общество признано невиновным в совершении правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка под контрольно-пропускным пунктом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2016 г. по делу в„– А40-12352/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: АО "Дружба" - извещено, представитель не явился,
от заинтересованного лица: ДГИ г. Москвы - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: Управление Росреестра по Москве - извещено, представитель не явился,
Префектура ТИНАО г. Москвы - извещено, представитель не явился,
Администрация Нарофоминского района МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 23 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 20 июня 2016 года,
принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 19 сентября 2016 года,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.,
по заявлению АО "Дружба"
о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества города Москвы
третьи лица: Управление Росреестра по Москве, Префектура ТИНАО г. Москвы, Администрация Нарофоминского района МО

установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 июня 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2016 года, в удовлетворении заявленных АО "Дружба" (далее - общество) требований о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г. Москвы (далее - Департамент), связанное с отказом в предоставлении государственной услуги "предварительное согласование предоставления земельного участка", отказано.
В удовлетворении встречного искового заявления ДГИ г. Москвы о признании самовольной постройкой здание КПП-1, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 12,7 кв. м, адрес местонахождения объекта: г. Москва, п. Первомайское, д. Рогозинино, (здание КПП-1), об обязании Общества освободить земельный участок, находящийся в государственной неразграниченной собственности, путем сноса самовольной постройки: здание КПП-1, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 12,7 кв. м, адрес местонахождения объекта: г. Москва, п. Первомайское, д. Рогозинино, (здание КПП-1) в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу и представлении права сноса (демонтажа) с привлечением соответствующего государственного учреждения города Москвы самовольной постройки и освобождения земельного участка за счет общества в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента его вступления в законную силу, отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что общество занимает и использует земельный участок под размещение одноэтажного здания контрольно-пропускного пункта без оформления земельно-правовых отношений в установленном порядке.
АО "Дружба", ДГИ г. Москвы, Управление Росреестра по Москве, Префектура ТИНАО г. Москвы, Администрация Нарофоминского района МО, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.fasmo.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, исковые требования департамента основаны на положениях статьи 222 Гражданского кодекса РФ и мотивированы наличием двух признаков самовольной постройки: создан на земельном участке, не отведенным для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами и без получения на это необходимых разрешений.
Отказывая в удовлетворении встречных требований Департамента, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктами 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ установлено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Самовольное занятие земельного участка предполагает вступление в фактическое владение участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли. Собственник или лицо, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратится в суд с требованием об освобождении самовольно занятого земельного участка и возврате земельного участка из чужого незаконного владения.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Следовательно, законодательством установлено три самостоятельных признака, наличие хотя бы одного из которых позволяет квалифицировать объект недвижимости как самовольную постройку: - объект создан на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта; - объект создан без получения на это необходимых разрешений; - объект создан с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как установлено судами, постановлением Главы администрации Наро-Фоминского района от 16 октября 1995 года в„– 2381 предоставлено разрешение на реконструкцию пансионата "Дружба", согласно пункту 2 которого застройщиком и проектной организацией, в установленном порядке, разработана проектная документация застройки и реконструкции пансионата "Дружба" (далее - проект реконструкции), содержащая сведения об объекте КПП-1. Проект реконструкции рассмотрен и согласован 28 февраля 1997 года.
Градостроительным Советом при Главном архитекторе Наро-Фоминского района (протокол в„– 1-3-97) 22 октября 1997 года Наро-Фоминский ЦГСЭН согласовал проект КПП-1, разработанный центральным институтом связи МОРФ, что подтверждается Заключением в„– 96.
Проектной организацией МП "Моспроект-2" 08 декабря 1997 года подготовлены и представлены на экспертизу материалы по технико-экономическому обоснованию (далее - ТЭО) реконструкции пансионата "Дружба" в Московский областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов.
В соответствии с заключением от 22 декабря 1997 года в„– ЭЭ-117 ТЭО реконструкции пансионата "Дружбы" одобрено и рекомендовано к дальнейшей реализации.
Также, в соответствии с заключением Государственной вневедомственной экспертизы 27 марта 1998 года в„– 3-4-095-98, проект рекомендован к утверждению Постановлением Главы Наро-Фоминского района от 30 декабря 1997 года в„– 2088 "О приемке в эксплуатацию первой очереди реконструкции пансионата "Дружба" принято решение о принятии в эксплуатацию первую очередь реконструкции пансионата "Дружбы", а также утвержден Акт государственной комиссии от 30 декабря 1997 года.
Согласно Приложению в„– 1 к Акту государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного объекта строительства от 30 декабря 1997 года в„– 2080, государственной приемочной комиссией приняты в эксплуатацию объекты первой очереди реконструкции пансионата "Дружба", в том числе КПП в„– 1.
Строительство здания КПП-1 согласовано с собственником земельного участка, на момент строительства - Подольское районное управление лесами. Указанный земельный участок, площадью 19,2 га передан в аренду Обществу на основании договора на аренду участков лесного фонда от 05 апреля 1996 года в„– 19.
Часть участка, площадью 0,20 га, выделена под реконструкцию подъездной дороги и установку КПП и согласована с собственником лесного участка, что подтверждается Актом технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из государственного лесного фонда от 14 декабря 1996 г., а также Чертежом участка, испрашиваемого к отводу под реконструкцию подъездной дороги и установкой КПП, за подписью Директора лесхоза Подольского районного управления лесами Капитонова В.А.
На основании приказа от 23 декабря 2008 года в„– 1163 Управления лесного хозяйства по Московской области, указанный договор аренды переоформлен на долгосрочный договор аренды лесного участка в„– 50-0897-04-06-0623 сроком действия до 11 апреля 2045 года.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области 22 декабря 2009 г. произведена государственная регистрация договора аренды лесного участка в„– 50-0897-04-06-0623, номер регистрации 50-50-77/050/2009-147.
После заключения договора на аренду участка лесного фонда от 05 апреля 1996 года в„– 19 за счет средств общества по периметру арендованного лесного участка установлено металлическое ограждение.
После установки ограждения осуществлено строительство здания КПП-1 в границах арендованного лесного участка и 30 декабря 1997 года проведена приемка в эксплуатацию законченного объекта строительства здания КПП-1.
Согласно кадастровой выписке филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 18 октября 2013 года в„– 77/501/13-510355 информация об арендованном лесном участке внесена в государственный кадастр недвижимости 16 июня 2003 года, т.е. после установки металлического ограждения и приемки в эксплуатацию КПП-1.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 декабря 2011 года в„– 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами РФ городом федерального значения Москвой и Московской областью", с 01 июля 2012 года утверждено изменение границы между субъектами Российской Федерации: городом федерального значения Москвой и Московской областью.
В соответствии с утвержденными границами арендованный обществом участок лесного фонда вошел в новые границы г. Москвы, в связи с этим изменился почтовый адрес ориентира участка, кадастровый номер и категория земель (земли населенных пунктов).
В качестве основания для признания постройки самовольной, Департамент ссылается на акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 28 января 2015 года в„– 9110681, на основании которого составлен протокол об административном правонарушении в„– 243 о самовольном занятии земельного участка или части участка, в том числе использование земельного участка без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав.
Между тем, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в„– 435/17/2015 Управлением Росреестра по Москве вынесено постановление от 27 марта 2015 года о прекращении производства по делу в„– 435/17/2015, согласно которому общество признано невиновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка под контрольно-пропускным пунктом, площадью 25 кв. м, а также прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, является обоснованным.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, в связи с чем отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанции о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июня 2016 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2016 года по делу в„– А40-12352/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------