Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.09.2016 N Ф05-11676/2016 по делу N А41-3216/2016
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа, обязании предоставить в аренду земельный участок и направить проект договора аренды.
Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал обществу в предоставлении в аренду земельного участка на основании п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ в связи с необходимостью соблюдения процедуры торгов и проведения аукциона для заключения договора аренды на земельный участок.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не установлено, осуществлено ли уполномоченным органом предварительное согласование места размещения объекта в срок не ранее чем за 3 года до даты возникновения обязанности по предоставлению земельного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2016 г. по делу в„– А41-3216/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - общества с ограниченной ответственностью "Атис" - Золотько Н.В., дов. от 11.01.2016 в„– 01с-2016;
от заинтересованного лица (ответчика) - Администрации городского округа Химки Московской области - не явился (извещено надлежаще);
рассмотрев 15 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области
на решение от 18 апреля 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 16 июня 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мищенко Е.А., Диаковской Н.Н., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-3216/2016,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атис"
к Администрации городского округа Химки Московской области
о признании незаконным отказа

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Атис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями:
- признать незаконным отказ администрации, оформленный письмом от 14.10.2015, в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:15968, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская;
- обязать администрацию в месячный срок со дня вступления в силу соответствующего судебного акта предоставить обществу в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 50:10:0000000:15968;
- обязать администрацию в двухнедельный срок со дня вынесения соответствующего постановления о предоставлении ООО "АТИС" спорного земельного участка в долгосрочную аренду направить в адрес общества проект договора аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:15968.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2016 года, требования общества удовлетворены.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции указали, что отказ администрации в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:15968 является незаконным.
Не согласившись с указанными судебными актами, заинтересованное лицо обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить ввиду неправильного применения судами норм материального права.
В обоснование своей кассационной жалобы администрация указывает, что решение о согласовании места размещения земельного участка принято 15.05.2012, судами не принято во внимание изменение законодательства в сфере предоставления земельных участков, не проверен срок заключения договора аренды, к участию в деле не привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором возражало против доводов кассационной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года в„– 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года в„– 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" информация о принятии кассационной жалобы к производству, а также сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте - http://kad.arbitr.ru и отражены в графике судебных заседаний на официальном сайте суда http://fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества против удовлетворения жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда без изменения.
Выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно них, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене вследствие неправильного применения норм материального права, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.02.2012 общество обратилось в администрацию с заявлением о выделении в долгосрочную аренду на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 3 500 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская.
29.03.2012 администрация направила в адрес общества письмо в„– 845-вх., в котором сообщила, что для рассмотрения данного заявления на очередном заседании Межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам обществу необходимо представить уведомление, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, которая подтвердит сведения об отсутствии прав на испрашиваемый земельный участок.
15.05.2012 Межведомственной комиссией по землепользованию и земельным ресурсам Администрации городского округа Химки было согласовано место размещения и предоставления в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 3 500 кв. м расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск. ул. Соколовская, для благоустройства и размещения автостоянки.
15.05.2012 администрацией был утвержден акт выбора земельного участка (площадки), площадью 3550 кв. м расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск. ул. Соколовская, для благоустройства и размещения автостоянки Заказчику - ООО "АТИС".
26.12.2012 вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка был повторно рассмотрен Межведомственной комиссией по землепользованию и земельным ресурсам, на заседании которой был предписано для рассмотрения данного вопроса о предоставлении земельного участка провести общественные слушания.
06.03.2013 администрация письмом в„– 692-вх. повторно уведомила ООО "АТИС" о том, что вопрос о подготовке постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, будет повторно вынесен на заседание Межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам.
31.12.2013 письмом в„– 8152/2-вх. администрация подтвердила намерение предоставить обществу в аренду на 49 лет земельный участок, ориентировочной площадью 3 500 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, для благоустройства и размещения автостоянки и сообщила о направлении запросов в соответствующие структурные подразделения администрации.
29.05.2014 Постановлением администрации городского округа Химки Московской области в„– 682 "Об утверждении Обществу с ограниченной ответственностью "АТИС" схемы расположения земельного участка площадью 3 550 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, выполненной на кадастровой карте территории городского округа Химки" было постановлено:
- утвердить ООО "АТИС" схему расположения земельного участка, выполненную на кадастровой карте территории муниципального образования городской округ Химки, площадью 3 550 (три тысячи пятьсот пятьдесят) квадратных метров, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для благоустройства и размещения автостоянки".
- рекомендовать ООО "АТИС" обратиться в Химкинский отдел филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области для постановки земельного участка (пункт 1) на кадастровый учет.
В целях исполнения пункта 2 Постановления Администрации городского округа Химки Московской области в„– 682 от 29.05.2014 "Об утверждении Обществу с ограниченной ответственностью "АТИС" схемы расположения земельного участка площадью 3 550 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, выполненной на кадастровой карте территории городского округа Химки", ООО "АТИС" осуществило межевание испрашиваемого земельного участка и обратилось в кадастровую палату для осуществления постановки испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет.
29.09.2014 сведения о земельном участке площадью 3 550 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для благоустройства и размещения автостоянки" были внесены в ГКН, земельному участку присвоен кадастровый номер 50:10:0000000:15968, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 29.09.2014 в„– МО-14/3В-1556547.
После постановки земельного участка на кадастровый учет, ООО "АТИС" обратилось в администрацию с письмом, в котором, в связи с постановкой на кадастровый учет земельного участка, просило предоставить его в аренду.
07.11.2014 письмом в„– 8023-вх администрация сообщила ООО "АТИС" о том, что в настоящее время подготовлен и находится на согласовании проект постановления администрации городского округа Химки "О предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "АТИС" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:15968, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская".
14.10.2015 письмом в„– 4977-вх в ответ на обращение ООО "АТИС" от 24.09.2015 в„– 4977-вх. администрация отказала обществу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:15968, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская", на основании пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) "в связи с необходимостью соблюдения процедуры торгов и проведения аукциона для заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0000000:15968".
Считая, что отказ администрации не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания пункта 1 статьи 28 ЗК РФ (действующего на момент первоначального обращения общества в орган местного самоуправления и утверждения схемы расположения земельного участка) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Частью 2 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
Согласно части 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исследовав и оценив представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанции указали, что процедура предоставления земельного участка была соблюдена обществом при обращении с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Между тем при принятии судебных актов судами не учтено следующее.
В связи с внесением изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признанием утратившими силу статей 28 - 34, 38 - 39 указанного Кодекса, положениями статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 01 марта 2018 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01 марта 2015 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.2, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из содержания судебных актов не усматривается, осуществлено ли администрацией предварительное согласование места размещения объекта в срок не ранее чем за три года до даты возникновения обязанности по предоставлению земельного участка.
При этом существенное значение имеет, с учетом установления иного порядка предоставления земельного участка с 01.03.2015, завершение процедуры предоставления земельного участка именно в части определения единственного претендента на предоставление земельного участка в пределах трехлетнего срока до момента предполагаемого предоставления земельного участка.
Иное предполагало бы возможность предоставления земельного участка единственному обратившемуся лицу в отсутствие для иных лиц, не уведомленных о предоставлении конкретного земельного участка для целей размещения объекта, возможности на конкурсной основе претендовать на предоставление того же земельного участка.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о невозможности принятия нового судебного акта в рамках настоящего кассационного рассмотрения, поскольку судами первой и апелляционной инстанции не исследованы и не установлены обстоятельства дела.
В связи с тем, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции лишен возможности устанавливать фактические обстоятельства дела, дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо с учетом изложенного и в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом установить основания возникновения именно у заявителя права на предоставление ему спорного земельного участка, вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2016 года по делу в„– А41-3216/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------