Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2016 N Ф05-13533/2016 по делу N А41-8023/16
Требование: Об оспаривании отказа органа местного самоуправления, обязании подготовить и направить проект договоров аренды земельных участков.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления отказал обществу в заключении договоров аренды без проведения торгов земельных участков в связи с непредставлением комплекта документов в подтверждение права собственности на опоры линии электропередачи, расположенные на данных земельных участках.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду представило необходимый комплект документов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. по делу в„– А41-8023/16

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "МОЭСК": Абрамовой Е.О. (дов. в„– 2-2681 от 30.06.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Ногинского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 13 сентября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2016 г.,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2016 г.,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу в„– А41-8023/16
по заявлению публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" (ОГРН 1057746555811; 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-зд., д. 3, корп. 2)
к Администрации Ногинского муниципального района Московской области (ОГРН 1025003917289; 142400, Московская область, г. Ногинск, ул. Советская, д. 42)
об оспаривании отказа,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; 143969, Московская область, г. Реутов, Юбилейный пр-кт., д. 54),

установил:

31 октября 2015 г. публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ПАО "МОЭСК", общество, заявитель) обратилось в Администрацию Ногинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов земельных участков, занятых опорами линий электропередачи, расположенных на территории сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района Московской области.
Письмами от 03 декабря 2015 г. в„– 715МФЦ-724МФЦ, 746МФЦ-757МФЦ Администрация Ногинского муниципального района Московской области отказала ПАО "МОЭСК" в заключении договоров аренды без проведения торгов земельных участков со ссылкой на то, что общество при обращении не представило комплект документов в подтверждение права собственности ПАО "МОЭСК" на опоры линии электропередачи, расположенных на данных земельных участках.
Считая свои права нарушенными, ПАО "МОЭСК" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ногинского муниципального района Московской области о признании незаконными отказы от 03 декабря 2015 г. в„– 715МФЦ - 724МФЦ, 746МФЦ - 757МФЦ и об обязании Администрации Ногинского муниципального района Московской области подготовить и направить обществу проект договора аренды сроком на 49 лет следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 50:16:0502056:384, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 24 ВЛ 110 кВ "Шибаново-ТЭЦ в„– 29 1 и 2", площадью 18 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе с. Иванисово;
- с кадастровым номером 50:16:0502056:385, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 17 ВЛ 110 кВ "ТЭЦ в„– 29-Тимохово 1,2"/в„– 17 ЛЭП 110 кВ "ТЭЦ-29 - Тимохово 2", площадью 18 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе с. Иванисово;
- с кадастровым номером 50:16:0502056:386, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 18 ВЛ 110 кВ "ТЭЦ в„– 29 - Тимохово 1,2"/в„– 18 ЛЭП 110 кВ "ТЭЦ-29 - Тимохово 2", площадью 18 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе с. Иванисово;
- с кадастровым номером 50:16:0704017:216, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 23 ВЛ 110 кВ "Шибаново-Дружба"/в„– 72 ВЛ 110 кВ "Экситон-Дружба", площадью 18 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе с. Степаново;
- с кадастровым номером 50:16:0704011:161, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 29 ВЛ 110 кВ "Шибаново-Дружба"/в„– 78 ВЛ 110 кВ "Экситон-Дружба", площадью 84 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе с. Всеволодово;
- с кадастровым номером 50:16:0502072:115, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 11 ВЛ 110 кВ "Шибаново-Афанасово"/в„– 83 ВЛ 110 кВ "Экситон-Афанасово", площадью 84 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе п. Фрязево;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:246, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 100 ЛЭП 220 кВ "Цаги-Ногинск", площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:241, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 101 ЛЭП 220 кВ "Цаги-Ногинск", площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:238, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 103 ЛЭП 220 кВ "Цаги-Ногинск", площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:236, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 104 ЛЭП 220 кВ "Цаги-Ногинск", площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:247, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 105 ЛЭП 220 кВ "Цаги-Ногинск", площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:243, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 106 ЛЭП 220 кВ "Цаги-Ногинск", площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:245, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 107 ЛЭП 220 кВ "Цаги-Ногинск", площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502063:45, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 108 ЛЭП 220 кВ "Цаги-Ногинск", площадью 62 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502063:44, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 110 ЛЭП 220 кВ "Цаги-Ногинск", площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:244, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 29 ЛЭП 110 кВ "Ногинск-Руднево" площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:242, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 30 ЛЭП 110 кВ "Ногинск-Руднево", площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:248, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 32 ЛЭП 110 кВ "Ногинск-Руднево", площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:237, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 33 ЛЭП 110 кВ "Ногинск-Руднево", площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:239, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 35 ЛЭП 110 кВ "Ногинск-Руднево", площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:240, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 36 ЛЭП 110 кВ "Ногинск-Руднево", площадью 26 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе д. Пушкино;
- с кадастровым номером 50:16:0502061:246, для размещения, обслуживания и эксплуатации опоры в„– 10 ЛЭП 110 кВ "Шибаново-Электросталь 1,2", площадью 17 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Степановское, в районе с. Иванисово.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2016 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация Ногинского муниципального района Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО "МОЭСК" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители Администрации Ногинского муниципального района Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, гражданин или юридическое лицо подает в уполномоченный орган заявление о предоставление земельного участка, в соответствии с требованиями пунктом 1 - 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах, его подписание и направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Законом Московской области от 10 июля 2014 г. в„– 35/96-П "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Московской области" полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 г. в„– 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В силу статьи 134 Гражданского кодекса Российской Федерации если разнородные вещи образуют одно целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).
Сооружение может представлять собой единый объект, состоящий из разнородных вещей, образующих единое целое, объединенное общим функциональным назначением.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. в„– 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 2 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. в„– 486, следует, что воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.
В силу части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Федеральным агентством кадастра недвижимости в письме от 03 октября 2008 г. в„– ВК/4249 "О кадастровом учете земельных участков, занятых линейными объектами" приведены разъяснения в целях осуществления кадастрового учета земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений линейных объектов, в том числе опоры воздушных линий связи и электропередачи.
Из указанного письма следует, что постановка на учет всех земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений, относящихся к одному линейному объекту и находящихся в одном кадастровом квартале (муниципальном образовании, населенном пункте), осуществляется одновременно в срок, установленный Законом о кадастре недвижимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности отказов Администрации Ногинского муниципального района Московской области в заключении договора аренды, что нарушает права и законные интересы ПАО "МОЭСК", поскольку общество при обращении в Администрацию Ногинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду предоставило необходимый комплект документов в соответствии с требованиями Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 г. в„– 1.
При этом судами установлено, что основанием для отказа в предоставлении земельных участков в аренду послужило отсутствие подтверждения прав собственности ПАО "МОЭСК" на опоры воздушных линий (далее - ВЛ), в то время как документами технической инвентаризации (техническими паспортами) подтверждается, что опоры ВЛ являются составной частью объектов недвижимого имущества - воздушных линий электропередачи и не являются самостоятельным объектом недвижимого имущества.
Опоры, расположенные на испрашиваемых участках в соответствии с документами технической инвентаризации являются частью сооружений: "Воздушная линия электропередачи 110 кВ "Шибаново - ТЭЦ-29 1 и 22", "Участок воздушной линии электропередачи 220 кВ "Ногинск - ТЭЦ-23" от подстанции 500 кВ "Ногинск" в„– 504 до переходного пункта в„– 208 а также электросетевыми комплексами: "Подстанция 110 кВ "Тимохово" в„– 172 с линиями электропередачи", "Подстанция 110 кВ "Дружба" в„– 601 с линиями электропередачи", "Подстанция 110 кВ "Электросталь" в„– 130 с линиями электропередачи", "Подстанция 220 кВ "ЦАГИ", в состав которых входят ВЛ 220 кВ "Ногинск-Руднево", ЛЭП 220 кВ "Цаги-Ногинск, ВЛ 110 кВ "Шибаново-ТЭЦ в„– 29 1,2", ВЛ 110 кВ "ТЭЦ в„– 29-Тимохово 1,2", ВЛ 110 кВ "Экситон-Дружба", ВЛ 110 кВ "Шибаново-Дружба", ВЛ 110 кВ "Шибаново-Электросталь 1,2", на которые зарегистрировано право собственности заявителя, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности серии 50 НА в„– 1478019 от 22 декабря 2006 г., серии 50 НА в„– 1464396 от 06 декабря 2006 г., серии АА 000160 от 12 октября 2009 г., АА в„– 004725 от 24 августа 2007 г., серии 50 НА в„– 1315630 от 22 декабря 2006 г.
Постановлением от 23 сентября 2014 г. в„– 1474 Администрацией Ногинского муниципального района Московской области утверждены схемы расположения земельных участков, расположенных на территории сельского поселении Степановское Ногинского района, на которых находятся опоры ВЛ, являющиеся составной частью сооружений, принадлежащих на праве собственности заявителю.
На основании этого постановления Администраций Ногинского муниципального района Московской области произведен кадастровый учет испрашиваемых земельных участков.
Более того, в 2013 году Администрацией Ногинского муниципального района Московской области заключены договора аренды земельных участков, занятых опорами ВЛ. Всего в аренду обществу Администрацией Ногинского муниципального района Московской области передано 783 земельных участка, занятых опорами ЛЭП.
Таким образом, общество имеет право на предоставление в аренду без проведения торгов спорных земельных участков и на основании положений, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами также установлено, что постановлением органа местного самоуправления от 30 апреля 1993 г. в„– 1601 ОАО "Мосэнерго" (правопреемником которого является ПАО "МОЭСК") предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки общей площадью 17 га занимаемые опорами ВЛ 220-0,4 кВ в Ногинском районе и 0,5 га под ВЛ 110 кВ в г. Ногинске. Свидетельства на право постоянного бессрочного пользования выданы 17 мая 1993 г. (в„– 19973 и 10966).
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены судом, однако при установленных судами обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2016 г. по делу в„– А41-8023/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------