По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.02.2016 N Ф05-575/2016 по делу N А40-45437/15
Требование: О признании незаконными действий должностных лиц по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка, присвоению статуса "архивный".
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что на здание, расположенное на спорном земельном участке, документы оформлены не были, как и не были проведены работы по межеванию земельного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2016 г. по делу в„– А40-45437/15
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Долгашевой В.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованных лиц: от Департамента городского имущества города Москвы: Золотов Л.А., доверенность от 24.12.2015; от ФГБУ "ФКП Росреестра": Жирнова М.А., доверенность от 21.09.2015;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 18 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "А-Фиат"
на решение от 14 августа 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление от 26 октября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Свиридовым В.А., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.,
по делу в„– А40-45437/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автомобили Фиат" (ОГРН: 1027739798790)
о признании незаконными действий
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН: 1027700485757), Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423),
третье лицо: Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автомобили Фиат" (далее - ООО "А-Фиат", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:11, общей площадью 600 кв. м, и действий Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент), приведших к снятию с государственного кадастрового учета земельного участка и присвоению статуса "архивный".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "А-Фиат" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель и третье лицо - Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованных лиц - Департамента и ФГБУ "ФКП Росреестра" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, заявителю на праве собственности принадлежит здание по адресу: г. Москва, Ружейный пер., вл. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.11.2001 в„– 77 ИН 059893, запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество от 19.11.2001 в„– 77-01/30-185/2001-11061.
Здание используется для размещения предприятий общественного питания (кафе, ресторан). Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0005002:11, площадью 600 кв. м, находившимся в аренде у ООО "А-Фиат" в соответствии с договором аренды земельного участка от 28.02.1998 в„– М-01-503946 по адресу: г. Москва, Ружейный пер., д. 1.
09.01.2013 и 21.01.2013 Департаментом земельных ресурсов города Москвы в адрес общества направлены уведомления в„– 33-и-90/13 и в„– 33-и-90/13-(1) об отказе от договора аренды от 28.02.1998 в„– М-01-503946.
В целях оформления земельно-правовых отношений на вышеуказанный земельный участок ООО "А-Фиат" обратилось в Росреестр с запросом о выдаче кадастрового паспорта. Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 12.07.2013 в„– 77/601/13-37940 обществу в выдаче кадастрового паспорта отказано вследствие пересечения границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:11 с границами земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:77.
Департаментом на основании обращения общества от 14.10.2013 в„– 33-5-29656/13-(0)-0 через службу "одного окна" вынесен документ от 30.10.2013 в„– 10253 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, Ружейный пер., вл. 1, на кадастровой карте территории".
Департамент выпустил схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории, согласно представленным для оформления документам, а именно, свидетельство о государственной регистрации права на здание и кадастровый паспорт объекта.
Площадь застройки здания, расположенного на указанном земельном участке составляет 310 кв. м, площадь здания по свидетельству составляет 476,9 кв. м.
Было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005002:11 полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:77, являющимся участком действующей улично-дорожной сети.
Данный земельный участок улично-дорожной сети поставлен на кадастровый учет и внесен в перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, утвержденный Законом города Москвы от 21.03.2007 в„– 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" (пункт 1718).
Работа по устранению пересечений границ земельных участков ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости с границами земельных участков улично-дорожной сети ведется Департаментом в рамках постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 в„– 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
Согласно пункту 1.1.2 указанного постановления, Департамент передает в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, сведения, необходимые для устранения пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков улично-дорожной сети в случае наличия на земельном участке объектов недвижимого имущества, на которое зарегистрированы права собственности.
В Департамент для оформления документов были представлены: свидетельство о государственной регистрации права собственности общества от 19.11.2001 на здание, площадью 476,9 кв. м, по адресу: г. Москва, Ружейный пер., д. 1, и кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 18.09.2013.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Суды достоверно установили, что на здание с площадью пятна застройки 290 кв. м, документы не оформлены.
Таким образом, у Департамента не было оснований выпускать распоряжение об утверждении схемы не занятого объектами недвижимости земельного участка.
В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на здание с площадью пятна застройки 290 кв. м, при выдаче схемы, были учтены объекты, на которые заявителем фактически представлены документы.
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к одному из видов документации по планировке территории относится проект межевания территории квартала.
В соответствии пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, вправе приобрести в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения торгов смежные земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
По данным, представленным Департаментом, проект межевания территории жилого квартала, в котором расположен спорный земельный участок, разработан и утвержден.
Наличие проекта межевания территории является обязательным условием для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и последующего оформления земельно-правовых отношений.
Суды обоснованно не нашли оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения Департамента от 30.10.2013 в„– 10253 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, Ружейный пер., вл. 1, на кадастровой карте территории", так как оно выполнено в соответствии с проектом межевания территории квартала и оснований для признания его недействительным не имеется.
Из материалов дела следует, что с 25.04.2007 функции по ведению государственного земельного кадастра в Северо-Восточном кадастровом округе Департаментом земельных ресурсов города Москвы переданы Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с федеральным законодательством и в целях сохранения сложившейся технологии ведения государственного земельного кадастра в г. Москве (организации единого технологического процесса) было подписано Соглашение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Правительства Москвы о взаимодействии при организации работ по ведению государственного кадастра объектов недвижимости и осуществлению мониторинга земель в городе Москве от 09.11.2004 в„– С-01/1/77-145 "О взаимодействии при организации работ по ведению государственного земельного кадастра и проведения землеустройства на территории Москвы".
Техническое соглашение от 09.06.2006 "О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве" (далее - Соглашение) было подписано Департаментом земельных ресурсов города Москвы и Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве (далее - Управление).
Согласно статье 3 Соглашения, Департамент земельных ресурсов города Москвы осуществляет формирование земельных участков в границах города Москвы с утверждением проектов границ, межевание земельных участков, подготовку необходимых материалов и документов для постановки земельных участков на кадастровый учет и их передачу в Управление. Управление осуществляет ведение государственного земельного кадастра в городе Москве, в том числе постановку земельных участков на кадастровый учет по материалам, предоставляемым Департаментом (статья 4 Соглашения).
Согласно статье 5 Соглашения, Департамент передает Управлению информационную базу государственного земельного кадастра города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 в„– 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о земельном кадастре), ведение государственного земельного кадастра представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий (пункт 2 статьи 17 названного Федерального закона).
Государственный кадастровый учет земельных участков производился по представлении в уполномоченные органы заявок, правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков (пункт 2 статьи 19 Закона о земельном кадастре).
В силу статьи 20 Закона о земельном кадастре, непредставление соответствующих документов являлось основанием для приостановления проведения государственного кадастрового учета земельного участка, а в дальнейшем для отказа в его проведении.
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
На момент передачи сведений Департаментом в Управление договор аренды от 28.02.1998 в„– М-01-503946 являлся незаключенным (в силу пункта 2 договора, он вступал в силу с момента его государственной регистрации), иных правообладателей земельного участка не имелось, то сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:11 в Управление не подлежали передаче.
Вместе с тем, права заявителя не могли быть нарушены, поскольку для эксплуатации его объекта недвижимости уже сформирован земельный участок распоряжением Департамента от 30.10.2013 в„– 10253, а договор аренды от 28.02.1998 в„– М-01-503946 - не зарегистрирован, соответственно обременении земельного участка не имеется (об отсутствии регистрации договора было выяснено в ходе подготовки распоряжения об утверждении схемы на основании обращения заявителя в рамках межведомственного взаимодействия), Департаментом и было направлено письмо в Управление от 11.11.2013 в„– ДГИ-И-26518/13 об исправлении выявленной ошибки в части статуса земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:11, а именно, присвоение этому участку статуса "Архивный".
Кроме того, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 в„– 35 был установлен Порядок ведения государственного кадастра недвижимости. Пунктом 21 данного Порядка было установлено, что решения о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке принималось на основании заявления правообладателя и правоустанавливающих документов на земельный участок.
Таким образом, учитывая, то, что на дату передачи функций ведения государственного земельного кадастра действующих правоотношений на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Ружейный пер., д. 1, не имелось, сведения о данном земельном участке в государственный кадастр недвижимости внесению не подлежали.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 августа 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2015 года по делу в„– А40-45437/15 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "А-Фиат" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
С.В.КРАСНОВА
------------------------------------------------------------------