Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.03.2016 N Ф05-5053/2015 по делу N А40-79705/14
Обстоятельства: Определением отказано в удовлетворении заявления об изменении порядка и способа исполнения судебного акта, вступившего в законную силу.
Решение: Определение отменено. Заявление удовлетворено, решение арбитражного суда подлежит исполнению Министерством обороны РФ за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию соответствующих полномочий, поскольку именно в Министерство финансов РФ с учетом особого порядка исполнения подлежит передаче для исполнения исполнительный лист по настоящему делу.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. по делу в„– А40-79705/14

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чалбышевой И.В.,
судей Дзюбы Д.И., Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от истца: извещен, не явился,
от ответчика: Алимаев Р.А. - доверенность в„– 332 от 20.10.2015,
от третьего лица: извещен, не явился,
от заинтересованного лица: Бодрова Е.М. - доверенность в„– 01-10-08/56 от 22.09.2015.
рассмотрев 17 марта 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на определение от 06.08.2015 Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Павлюком Ю.Б.,
на постановление от 01.12.2015 Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Лящевским И.С., Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
по иску ООО "Ремспецсервис - ЧН"
к Минобороны Российской Федерации
третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
о взыскании неосновательного обогащения
заинтересованное лицо: Министерство финансов Российской Федерации

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ремспецсервис-ЧН" (далее - истец, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее ответчик, должник) о взыскании 5 306 294 руб. 70 коп. неосновательного обогащения.
Решением от 24 сентября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 года, иск удовлетворен в части 2 659 432 руб. 10 коп., в остальной части иска отказано. Суд кассационной инстанции постановлением от 26 июня 2015 года оставил без изменения указанные судебные акты.
Впоследствии в рамках настоящего дела, в Арбитражный суд города Москвы обратилось Министерство финансов Российской Федерации с заявлением об изменении порядка и способа исполнения судебного акта, вступившего в законную силу.
Определением суда первой инстанции от 06 августа 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2015 года, в удовлетворении заявления отказано. При этом суды обеих инстанций сослались на то, что в порядке статьи 327 АПК РФ, статьи 39 Федерального закона в„– 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" Министерство финансов Российской Федерации не может быть отнесено ни к одной из перечисленных в указанных нормах права категорий.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации, которое ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит определение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Обжалуя вынесенные по делу судебные акты, в обоснование доводов кассационной жалобы ее податель ссылается на то, что судами первой и второй инстанции не учтен особый порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель подателя кассационной жалобы поддержал заявленные доводы. Представитель Министерства обороны Российской Федерации возражал против доводов кассационной жалобы, просил определение и постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Истец своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
Обсудив заявленные доводы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, судебная коллегия считает определение и постановление подлежащими отмене, ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2003 года в„– 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение исполнительных документов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений осуществляется с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В силу пункта 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с главных распорядителей средств бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года в„– 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В силу подпункта "к" пункта 2 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий (подпункт 71 пункта 7 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 в„– 1082).
В соответствии с Федеральными законами в„– 371-ФЗ от 30.11.2011 года и в„– 216-ФЗ от 03.12.2012 на отчетные периоды 2012, 2013, 2014 годов запланировано финансирование деятельности Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, на содержание общего имущества многоквартирных домов.
Исполнение судебного акта по настоящему делу должно осуществляться не Минфином России за счет средств казны Российской Федерации в порядке статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должнику (Минобороны России) как получателю средств федерального бюджета лицевого счета в порядке, установленном п. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом положений ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом расходы на содержание спорного имущества должно нести Минобороны РФ, как орган государственной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении спорного имущества.
Возражения представителя ответчика о том, что Министерство финансов не является лицом, участвующим в деле, вследствие чего не могло обращаться в суд с заявлением об изменении порядка исполнения судебного акта, являются ошибочными, поскольку приведены без учета того, что именно в Министерство финансов Российской Федерации, учитывая особый порядок исполнения, подлежит передаче для исполнения исполнительный лист по настоящему делу.
Ссылка ответчика на то, что удовлетворение заявления Министерства финансов Российской Федерации приведет к изменению существа судебного акта, на отсутствие доказательств наличия затруднений при исполнении решения основана на неверном толковании приведенных выше норм закона, в связи с чем подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку обжалуемые судебные акты вынесены с неправильным применением норм материального и процессуального права, а дополнительного исследования доказательств не требуется, кассационная коллегия полагает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Минфина РФ об изменении порядка исполнения решения по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Определение Арбитражного суда города Москвы от 06 августа 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2015 года по делу в„– А40-79705/14 отменить; изменить порядок исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2014. на следующий: решение Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2014. подлежит исполнению Министерством обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации на реализацию соответствующих полномочий.

Председательствующий судья
И.В.ЧАЛБЫШЕВА

Судьи
Д.И.ДЗЮБА
Л.А.ТУТУБАЛИНА


------------------------------------------------------------------