Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2016 N Ф05-1420/2016 по делу N А40-60827/2015
Требование: Об отмене решения таможенного органа о взыскании таможенных платежей и налогов.
Обстоятельства: По мнению таможенного органа, товар, заявленный к декларированию, должен был перемещаться под процедурой экспорта с уплатой таможенных платежей, так как судно не ввозило на таможенную территорию Таможенного союза груз и не вывозило его.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не соблюдены установленные таможенным законодательством условия, при которых спорный товар может получить статус "припасы" и может быть вывезен без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2016 г. по делу в„– А40-60827/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Судоходная компания "Павино" Жеурова С.К. доверенность от 10 июля 2015 года,
от заинтересованного лица: ЦЭТ - Вольвач И.В. доверенность от 11 января 2016 года, Поляков А.П. доверенность от 01 марта 2016 года,
рассмотрев 03 марта 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 21 августа 2015 года,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 25 ноября 2015 года,
принятое судьями Бекетовой И.В., Каменецким Д.В., Якутовым Э.В.,
по заявлению ООО "Судоходная компания "Павино" (ОГРН: 1022501798868) о признании незаконным решения Центральной энергетической таможни ФТС России (ОГРН: 1027700272830)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Павино" (далее - ООО "СК "Павино", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне Федеральной таможенной службы России (далее - ЦЭТ ФТС России, ответчик) о признании незаконным решения от 03 декабря 2014 года за в„– 10006000/400/031214/Т0017/000, принятого в связи с взысканием с заявителя таможенных платежей и налогов, начисленных представленной ВТД в„– 10714040/200412/0012382 (ПВД в„– 10714040/150512/0015590).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2015 года, требования ООО "СК "Павино" удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта ЦЭТ ФТС России, влекущего нарушение прав и охраняемых законом интересов ООО "СК "Павино" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Центральная энергетическая таможня, не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, Обществом не соблюдены установленные таможенным законодательством условия, при которых товар, заявленный в спорных по настоящему делу ДТ, может получить статус "припасов" и вывезти его без уплаты вывозных таможенных пошлин, так как не осуществлена международная перевозка, как необходимое условие для применения льготного режима, а фактически единственной целью захода судна в порт Российской Федерации являлась бункеровка, а именно пополнение топлива на следующий рейс.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ООО "СК "ПАВИНО", в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы, указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствии оснований к отмене.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, находит их подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что Центральной энергетической таможней 03 декабря 2014 года принято решение за в„– 10006000/400/031214/Т0017/000 о взыскании ООО "Судоходная компания "Павино" таможенных платежей, налогов, исчисленных по ВДТ в„– в„– 10714040/200412/0012382, (ПВД в„– 10714040/150512/0015590), в связи с нарушением ООО "Судоходная компания "Павино" условий и особенностей, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, совершения таможенных операций в отношении припасов при декларировании товара Мазут топочный IFO-180, ГОСТ 10585-99, температура вспышки открытый тигель не ниже 110 °C, массовая доля серы от 1 - 2%, в количестве 5000,00 тонн. Находкинской таможне обеспечить внесение изменений в ВДТ в„– в„– 10714040/200412/0012382, (ПВД в„– 10714040/150512/0015590) в соответствии с требованиями действующего законодательства в области таможенного дела, взыскание таможенных платежей, налогов, пеней в соответствии с главой 14 ТК ТС, главой 18 Федерального закона от 27 ноября 2010 года в„– 311 "О таможенном регулировании в Российской Федерации". ЦЭТ при принятии решения исходила из того, что при таможенном декларировании товаров общество нарушило требования, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершена в Киото 18 мая 1973 года; в ред. Протокола от 26 июня 1999 года; ратифицирована Федеральным законом в„– 279-ФЗ от 03 ноября 2010 года "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года"; далее по тексту - Киотская конвенция), подпункт 40 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 214 ТК ТС, повлекших за собой неуплату таможенных платежей, поскольку товар, заявленный в спорных декларациях, должен был перемещаться под процедурой экспорта с уплатой таможенных платежей. Указанные выводы таможенного органа основаны на том, что судно "CSCL OCEANIA" страна назначения США, не ввозило на таможенную территорию Таможенного союза груз и не вывозило его, следовательно, в отношении Российской Федерации оно не осуществляло международную перевозку, предусмотренную законодательством Российской Федерации и, тем самым, не выполнило условий, предусматривающих право на получение льготы по уплате вывозной таможенной пошлины при перемещении ГСМ в качестве припасов.
Полагая, что решение таможенного органа принято с нарушением требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, ООО "СК "ПАВИНО" обратилось с настоящими требованиями в суд.
Суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения закону.
Между тем, судами при принятии решения неправильно применены подлежащие применению нормы материального права, а именно не учтено следующее.
Согласно пункту 23 статьи 4 ТК ТС припасы - это товары необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования; предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет; предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.
Частью 2 статьи 363 ТК ТС предусмотрено, что перемещение припасов через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
В силу части 2 статьи 364 ТК ТС припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры.
В соответствии с правилом 15 главы 4 "Припасы" специального приложения J к Киотской конвенции средствам водного транспорта и воздушным судам, отбывающим в конечный пункт назначения за рубежом, разрешается доставить на борт с освобождением от пошлин и налогов: (a) припасы в количествах, которые таможенная служба признает обоснованными с учетом численности пассажиров и экипажа, продолжительности рейса или полета и любого количества таких припасов, уже имеющихся на борту; и (b) припасы для потребления, необходимые для их эксплуатации и технического обслуживания, в количествах, признанных обоснованными для эксплуатации и технического обслуживания во время рейса или полета с учетом также любого количества таких припасов, уже имеющихся на борту.
Правилом 16 указанной главы приложения J к Киотской конвенции определено, что пополнение припасов, освобожденных от пошлин и налогов, разрешается для средств водного транспорта и воздушных судов, которые прибыли на таможенную территорию и которые нуждаются в пополнении своих припасов для следования в их конечный пункт назначения на таможенной территории.
Системный анализ указанных норм свидетельствует о том, что определяющим условием освобождения припасов от таможенных пошлин и налогов является подтверждение того, что они необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна в количествах, признанных обоснованными для эксплуатации и технического обслуживания в пути следования, то есть не превышающих необходимого для выполнения рейсового задания минимума. Указанная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в определении от 30 сентября 2015 г. по делу в„– 305-КГ15-1816.
Как установлено суда и следует из материалов дела, ООО "СК "ПАВИНО" на основании заключенного контракта от 01 ноября 2010 года в„– 11/2010 с компанией "Си Трейдер Холдинге Лимитед" (Гонконг) на снабжение судов топливом и смазочными маслами, необходимыми для эксплуатации судов, поданы на таможенный пост Морской порт Восточный Находкинской таможни и выпущены по временной ДТ (далее - ВТД) в„– 10714040/200412/0012382 и полной ДТ (далее - ПВД) в„– 10714040/150512/0015590 на вывоз с условным начислением таможенных платежей товара - Мазут топочный IFO-180, ГОСТ 10585-99, температура вспышки открытый тигель не ниже 110 °C, массовая доля серы от 1 - 2%, в количестве 5000,00 тонн, код ТН ВЭД ТС 2710196401, с целью бункеровки судна "CSCL OCEANIA" страна назначения США.
В ходе проверки, проведенной на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) в отношении ООО "СК "Павино" по вопросам соблюдения Обществом требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле при совершении таможенных операций в отношении припасов по ВТД в„– 10714040/200412/0012382, ПВД в„– 10714040/150512/0015590, таможенным органом было установлено, что в соответствии с материалами судового дела в„– 10714040/270412/0000521 т/х "CSCL OCEANIA" флаг - Гонконг, и общей декларацией на приход (General Declaration) от 25 апреля 2012 года судно прибыло из порта Oakland, USA (Окленд, США) в порт Восточный, Россия, на борту судна в соответствии с общей декларацией на приход (General Declaration) от 25 апреля 2012 года и декларацией о грузе (Cargo Declaration) от 27 апреля 2012 года находился груз - контейнеры, в количестве 3984 шт. Заявленная цель ввоза судна - осуществление фитосанитарного контроля, бункеровка. Согласно расчета расхода топлива, представленного капитаном т/х "CSCL OCEANIA" на борту по прибытию находилось 2943,0 тонн мазута и 201,6 тонн ТСМ.
В соответствии с объяснением капитана судна от 29 апреля 2012 года, предоставленного для таможенного оформления, судно завершает перевозку груза (контейнеров) согласно рейсового задания в„– 0715-010/HTW по маршруту "Taipei-Xiamen-Hong Kong-Yantian-Los Angeles-Oakland-Vostochnyy-Taipei" ("Тайбэй-Сямэнь-Гонконг-Яньтянь-Лос Анжелес-Окленд-Восточный-Тайбэй").
В соответствии с судовой бункерной распиской в„– 09/12 от 28 апреля 2012 года, приобщенной к судовому делу на отход в„– 10714040/290412/0000503, в период с 27 апреля 2012 года по 28 апреля 2012 года с танкера "OSTROV MONERON" на т/х "CSCL OCEANIA" было передано и принято 5000,00 тонн мазута марки IFO-180, задекларированного по ВТД в„– 10714040/200412/0012382 (ПВД в„– 10714040/150512/0015590).
Мазут в количестве 5000,00 тонн, принятый в порту Восточный 28 апреля 2012 года, предназначен для нужд судна в следующем рейсе по рейсовому заданию в„– 0721-011/HTW по маршруту "Taipei-Xiamen-Hong Kong-Yantian-Los Angeles-Oakland-Vostochnyy-Taipei" ("Тайбэй-Сямэнь-Гонконг-Яньтянь-Лос Анжелес-Окленд-Восточный-Тайбэй").
Согласно Письму ФСТ РФ от 11 марта 2008 года в„– ЕВ-1192/10 "О терминах, используемых в правилах применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации", под рейсом понимается законченный процесс перевозки грузов и (или) пассажиров судном за определенный промежуток времени между морскими портами (портопунктами).
Следовательно, рейс - передвижение транспортного средства от места отправления до места назначения по заранее определенному установленному расписанию, характеризуется выполнением транспортной работы.
Таможенным органом установлено, что судно т/х "CSCL OCEANIA" осуществляло перевозку груза по маршруту "Taipei-Xiamen-Hong Kong-Yantian-Los Angeles-Oakland-Vostochnyy-Taipei" в соответствии с рейсовым заданием в„– 0715-010/HTW.
Исходя из анализа представленных документов (General Declaration от 25 апреля 2012 года и от 29 апреля 2012 года, Cargo Declaration от 27 апреля 2012 года и от 29 апреля 2012 года), в том числе объяснения капитана судна, порт "Taipei" (Тайвань) является следующим после порта Восточный и последним в маршруте следования судна т/х "CSCL OCEANIA". В соответствии с Cargo Manifest весь груз, находящийся на борту судна подлежал выгрузке в порту "Taipei" (Тайвань).
Согласно расчету расхода топлива, представленного капитаном т/х "CSCL OCEANIA" и IMO SHIP'S STORES DECLARATIOв„– от 25 апреля 2012 года, на борту по прибытию находилось 2943,6 тонн мазута и 201,6 тонн ТСМ.
В соответствии с рейсовым заданием от порта Восточный до порта Тайбэй судно следует 3 - 4 дня (порт Восточный - 04 - 06 июня, порт Тайбэй - 09 июня). Таким образом, исходя из потребления судна указанного капитаном в расчете, судну необходимо 2350,4 тонны мазута (4 дня x 267,8 т + 280 т мертвый запас + 1000 т штормовой запас). При этом на борту находилось 2943,6 тонн мазута. С учетом мазута израсходованного во время нахождения судна т/х "CSCL OCEANIA" в порту Восточный 165 тонн (5 дней x 33 т), остаток на момент отхода составил 2778,6 тонн мазута.
Из представленных таможенным органом доказательств, исследованных судами и имеющихся в материалах дела, очевидно следует, что мазута, имеющегося на борту судна на момент прибытия в порт Восточный, было достаточно для завершения рейсового задания.
Исходя из вышеизложенного осуществление бункеровки судна т/х "CSCL OCEANIA" не требовалось, так как имеющихся судовых запасов было достаточно для завершения рейса, согласно рейсовому заданию в„– 0715-010/HTW.
Глава 50 ТК ТС "Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов" распространяет действие на таможенное декларирование припасов (топливо, горюче-смазочные материалы), загружаемых на транспортные средства международной перевозки (морские суда) в целях начала и (или) завершения ими международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа.
В соответствии с пунктом 7 статьи 365 ТК ТС использование припасов в целях, не предусмотренных главой 50 ТК ТС, допускается при их помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта.
Выводы судов, о том, что мазут в количестве 5000,00 тонн, принятый судном т/х "CSCL OCEANIA" в порту Восточный 28 апреля 2012 года, необходимый для совершения следующего рейса, имеет статус "припасов" и подлежит вывозу без уплаты таможенных пошлин, противоречит вышеуказанным нормам материального права.
Из указанного следует, что таможенным органом сделан законный вывод о том, что обществом не соблюдены установленные таможенным законодательством условия, при которых товар, заявленный в спорных по настоящему делу ДТ, может получить статус "припасов" и вывезти его без уплаты вывозных таможенных пошлин.
В нарушение подпункта 40 пункта 1 статьи 4, статьи 341, статьи 342 ТК ТС декларирование ВДТ в„– в„– 10714040/200412/0012382, (ПВД в„– 10714040/150512/0015590) на основании пункта 2 статьи 363 ТК ТС, перемещение товара - мазут топочный в количестве 5000 тонн, через таможенную границу Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин произведено неправомерно.
В соответствии с графой 14 ВДТ в„– в„– 10714040/200412/0012382, (ПВД в„– 10714040/150512/0015590), декларантом выступало ООО "Судоходная компания "Павино", которое в силу статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании обязано соблюдать требования ТК ТС, уплачивать таможенные платежи и обеспечить их уплату.
Таможенным органом сделан обоснованный вывод о том, что с учетом положений статьи 214 ТК ТС, статьи 128 Федерального закона от 27 ноября 2010 года в„– 311 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ответственность за уплату таможенных пошлин исчисленных, но не уплаченных, по ВДТ в„– в„– 10714040/200412/0012382, (ПВД в„– 10714040/150512/0015590), в сумме 46 203 104 рубля (предварительная сумма без учета пеней), несет ООО "Судоходная компания "Павино".
При отсутствии совокупности оснований, которые в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", могут являться необходимым условием для признания ненормативного акта недействительным, у судов отсутствовали основания для признания незаконным оспариваемого решения Центральной энергетической таможни от 03 декабря 2014 года за в„– 10006000/400/031214/Т0017/000.
Поскольку фактические по делу на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2015 года по делу в„– А40-60827/2015 - отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Судоходная компания "Павино" - отказать.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------