По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.09.2016 N Ф05-13251/2016 по делу N А41-4251/16
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа и обязании произвести государственную регистрацию.
Обстоятельства: Уполномоченному органу отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации со ссылкой на непредставление правоустанавливающих документов и документов, подтверждающих, что на испрашиваемом участке расположены объекты недвижимости, входящие в состав единой системы газоснабжения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на участке расположен объект недвижимости, который принадлежит субъекту газоснабжения и используется им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, в связи с чем спорный участок в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2016 г. по делу в„– А41-4251/16
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: от ООО "Газпром трансгаз Москва": Юлчебаев А.Ю., доверенность от 26.10.2015; от Администрации Ленинского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 07 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Московской области
на решение от 11 апреля 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление от 17 июня 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-4251/16
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
третьи лица: Администрация Ленинского муниципального района Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва",
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, управление), в котором просило суд:
- признать незаконным отказ управления от 19.10.2015 в„– 50-50/001-50/001/004/2015-9382 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, площадью 10.825 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, с/п Совхоз имени Ленина, вблизи д. Апаринки, под размещение газораспределительной станции;
- обязать управление произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, площадью 10.825 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, с/п Совхоз имени Ленина, вблизи д. Апаринки, под размещение газораспределительной станции.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют - Администрация Ленинского муниципального района Московской области (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (далее - ООО "Газпром трансгаз Москва").
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2016 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, изложенный в письме от 19.10.2015 в„– 50-50/001-50/001/004/2015-9382; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Постановлением от 17 июня 2016 года Десятый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил в части; обязал Управление Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, площадью 10.825 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, с/п Совхоз имени Ленина, вблизи д. Апаринки, под размещение газораспределительной станции; в остальной части решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо - Администрация Ленинского муниципального района Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель третьего лица - ООО "Газпром трансгаз Москва" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "Газпром трансгаз Москва", проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ПАО "Газпром" на праве собственности принадлежит контрольно-распределительный пункт-16 (КРП-16), общей площадью 416,6 кв. м, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации в„– 50-50-21/024/2008-256 от 06.10.2008.
Согласно кадастровому паспорту указанное сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0050404:163. Данный земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - под размещение газораспределительной станции.
В соответствующих разделах кадастрового паспорта имеются сведения о нахождении в границах земельного участка с кадастровым номером 50:21:0050404:163 объекта недвижимости, входящего в единую систему газоснабжения, принадлежащую ПАО "Газпром" на праве собственности.
ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163 с приложением необходимых документов.
Сообщением от 19.10.2015 в„– 50-50/001-50/001/004/2015-9382 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок со ссылкой на то, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на земельный участок, а также документы, подтверждающие, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, входящие в состав единой системы газоснабжения.
Полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы заявителя, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Кассационная коллегия считает, что апелляционный суд правомерно согласился с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным отказа управления в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, изложенного в письме в„– 50-50/001-50/001/004/2015-9382, и обоснованно не согласился с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требования об обязании Управления Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона в„– 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Федеральным законом от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 69-ФЗ) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона в„– 69-ФЗ, газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Федерального закона в„– 69-ФЗ, федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона в„– 69-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Судами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0050404:163, площадью 10.825 кв. м, располагается контрольно-распределительный пункт-16 (КРП-16), общей площадью 416,6 кв. м.
Указанный объект принадлежит на праве собственности ПАО "Газпром", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НВ в„– 925759, и используется для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что вышеуказанный земельный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью, поскольку на этом участке расположен объект недвижимости, который принадлежит субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
В связи с тем, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, содержавшие полную и необходимую информацию о данных объектах недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации прав, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Вместе с тем, апелляционный суд правомерно не согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для обязания регистрирующего органа зарегистрировать право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, сделанным со ссылкой на то, что площадь вышеназванного земельного участка (10.825 кв. м) существенно превышает площадь расположенного на нем строения (416,6 кв. м), а обоснования необходимости использования такой площади заявителем не представлено.
Указывая на несоразмерность площади земельного участка находящегося на нем объекта недвижимого имущества, используемого для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, суд первой инстанции не учел, что Закон о регистрации не предусматривает такого основания для отказа в государственной регистрации права.
Кроме того, как правомерно отметила апелляционная инстанция, указанное судом первой инстанции основание не было приведено в обжалуемом отказе Управления Росреестра по Московской области.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2016 года по делу в„– А41-4251/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
------------------------------------------------------------------