По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2016 N Ф05-10709/2016 по делу N А40-80337/2015
Требование: О признании незаконными постановлений органа местного самоуправления.
Обстоятельства: Уполномоченный орган ссылается на то, что в нарушение ст. 69 Земельного кодекса РСФСР земельный участок площадью из состава земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения на основании оспариваемых постановлений предоставлен обществу под индивидуальное жилищное строительство с утверждением границы отвода участка в постоянное пользование, переоформленное впоследствии на право аренды.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как уполномоченным органом пропущен срок на обращение в суд с данным заявлением.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2016 г. по делу в„– А40-80337/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента городского имущества города Москвы: Хутиевой Ф.А. (дов. в„– 33-Д-711/15 от 07.12.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области: Красоткина А.В. (дов. в„– 18 от 19.01.2016 г.);
от третьего лица ОАО "Керамо": не явились, извещены;
от третьего лица Кооператива "КОШ": не явились, извещены;
рассмотрев 01 сентября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 октября 2015 г.,
принятое судьей Поздняковым В.Д.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2016 г.,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Каменецким Д.В., Якутовым Э.В.,
по делу в„– А40-80337/2015
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 125009, г. Москва, Газетный пер., д. 1/12)
к Администрации Наро-Фоминского муниципального района (ОГРН 1035005901820; 143300, Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Маршала Жукова, д. 2)
о признании незаконными постановлений от 29 июня 1993 г. в„– 857 и от 16 октября 2008 г. в„– 1584,
третьи лица: открытое акционерное общество "Керамо" (ОГРН 1035005902073; 143396, г. Москва, п. Птичное, ул. ГППЗ (Птичное); Кооператив "КОШ" (ОГРН 1037739554973; 117623, г. Москва, Варшавское ш., д. 125),
установил:
26 марта 1993 г. главой Администрации Наро-Фоминского муниципального района принято постановление в„– 857 "Об утверждении границ планов отвода земельных участков, актов выбора, фондов под коллективное садоводство, об организации крестьянских (фермерских) хозяйств, о передаче земель в ведение сельсоветов". Согласно указанному постановлению открытому акционерному обществу "Керамо" (далее - ОАО "Керамо") отведен земельный участок площадью 6,9 га под индивидуальное жилищное строительство из земель Первомайского сельского совета у деревни Борисовка.
В связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, принадлежащего ОАО "Керамо", главой Наро-Фоминского муниципального района принято постановление от 16 октября 2008 г. в„– 1584 "О переоформлении открытому акционерному обществу "Керамо" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенном в сельском поселении Первомайское Наро-Фоминского района Московской области", участок передан в аренду на основании заявления ОАО "Керамо".
18 марта 2015 г. заместитель прокурора города Москвы Катасонов Ю.А. направил в адрес Департамента городского имущества города Москвы (далее - заявитель) представление в„– 7/23-5-2-2015 об устранении нарушений земельного законодательства.
Из указанного представления следует, что в нарушении статьи 69 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. в„– 1103 земельный участок площадью 6,9 гектаров из состава земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения, из земель Первомайского сельского совета у деревни Борисовка (ГППЗ "Птичное") с кадастровым номером 50:26:0190705:30 постановлениями главы Администрации Наро-Фоминского района от 10 июня 1993 г. в„– 763 и от 29 июня 1993 г. в„– 857 предоставлен ОАО "Керамо" под индивидуальное жилищное строительство с утверждением границы отвода участка и обществу выдан государственный акт МО-26-09 в„– 321 на право постоянного (бессрочного) пользования.
В 2012 году участок вошел в границы города Москвы в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. в„– 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой Московской областью".
Меры по защите имущественных прав города до настоящего времени Департаментом городского имущества города Москвы не приняты, в связи с чем заместитель прокурора города Москвы Катасонов Ю.А. потребовал принять меры к реальному устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Администрации Наро-Фоминского муниципального района о признании незаконными постановления главы Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 29 июня 1993 г. в„– 857 и постановления главы Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 16 октября 2008 г. в„– 1584.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Керамо" и Кооператив "КОШ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 октября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамент городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Администрации Наро-Фоминского муниципального района против ее удовлетворения возражал.
Представители третьих лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Причины пропуска срока подлежат выяснению в судебном заседании и отсутствие уважительных причин для его восстановления может являться основанием к отказу в удовлетворении заявления.
При этом уважительными причинами пропуска срока для обжалования признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемые постановления изданы 29 июня 1993 г. и 16 октября 2008 г., в то время как в арбитражный суд Департамент городского имущества города Москвы обратился 28 апреля 2015 г.
При этом суды не признали в качестве уважительной причины для пропуска процессуального срока то обстоятельство, что о нарушении законодательства Департаменту городского имущества города Москвы стало известно из представления заместителя прокурора города Москвы Катасонова А.Ю. от 18 марта 2015 г. в„– 7/23-5-2-2015 об устранении нарушений земельного законодательства, которое поступило в Департамент городского имущества города Москвы 24 марта 2015 г., поскольку участником по делу в„– А41-К1-12956/05 являлась Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области - уполномоченное на момент рассмотрения дела лицо со стороны собственника земельного участка.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание, что пропуск установленного срока и отсутствие оснований для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы указывает, что правомочия на распоряжение рассматриваемым земельным участком, право собственности на которое фактически не разграничено, появилось у него в силу закона после изменения границ субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, а а о нарушении органом местного самоуправления прав и законных интересов города Москвы Департаменту стало известно из представления заместителя прокурора города Москвы Катасонова А.Ю. от 18 марта 2015 г. в„– 7/23-5-2-2015 об устранений нарушений земельного законодательства, которое поступило в Департамент 24 марта 2015 г.
Указанные обстоятельства оценены судами и не признаны в качестве уважительной причины для пропуска процессуального срока.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Суд кассационной инстанции также полагает необходимым отметить, что Департамент городского имущества города Москвы не лишен возможности избрать иной способ защиты нарушенного права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 октября 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2016 г. по делу в„– А40-80337/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
М.Р.АГАПОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ
------------------------------------------------------------------