Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2016 N Ф05-11223/2016 по делу N А40-164065/2015
Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа и обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Обстоятельства: Обществу отказано во включении сооружения в государственный реестр объектов размещения отходов в связи с отсутствием проектной документации на строительство объекта размещения отходов.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суды не учли, что ранее спорный объект был включен в данный реестр, а также то, что отказ во включении в реестр влечет для общества негативные последствия в виде административной ответственности и отказов в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимая во внимание деятельность общества по добыче соли.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. по делу в„– А40-164065/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" - Караськина М.С. по дов. от 29.12.2015 в„– 228,
от заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - не явился, извещен,
рассмотрев 02 августа 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Руссоль"
на решение от 16 декабря 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Лапшиной В.В.,
на постановление от 14 апреля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Якутовым Э.В., Цымбаренко И.Б., Каменецким Д.В.,
по делу в„– А40-164065/2015,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Руссоль"
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
об оспаривании действий

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Руссоль" (далее - заявитель, общество, ООО "Руссоль") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Росприроднадзор) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия Росприроднадзора по отказу во включении шламонакопителя, расположенного на земельном участке кадастровый номер 38:31:000004:0027, в Государственный реестр объектов размещения отходов;
- обязании устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Руссоль" путем включения в Государственный реестр объектов размещения отходов шламонакопителя, расположенного на земельном участке кадастровый номер 38:31:000004:0027.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2016 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Заинтересованное лицо, извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Выслушав представителя заявителя, обсудив кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Руссоль" осуществляет добычу и производство соли на Усольском месторождении каменной соли в Иркутской области, в процессе производства которой образуются отходы (минеральный шлам).
Для хранения отходов заявитель использует земельный участок с кадастровым номером 38:31:000004:0027, предоставленный обществу на основании договора аренды земельного участка от 18.04.2002 в„– 878 под поля фильтрации сользавода.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 38:31:000004:0027 его разрешенное использование: под поля фильтрации сользавода.
ООО "Руссоль" обратилось в Управление Росприроднадзора по Иркутской области с письмами от 27.01.2015 в„– 464 и от 19.03.2015 в„– 1369, в которых просило включить шламонакопительное сооружение в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - Реестр, ГРОРО).
Письмом Росприроднадзора от 22.07.2015 в„– ОД-03-0335/1275 ООО "Руссоль" отказано во включении шламонакопителя (шламонакопительного сооружения) в ГРОРО на основании статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах). При этом Росприроднадзор указал на отсутствие проектной документации на строительство объекта размещения отходов.
Поскольку заявление ООО "Руссоль" было оставлено Ростехнадзором без удовлетворения, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды первой и апелляционной инстанций исходил из того, что заявителем в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемые действия не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и интересы в сфере экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с вышеизложенным, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, в силу определений, данных в статье 1 Закона об отходах:
- под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
- под размещением отходов - хранение и захоронение отходов;
- под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
- под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона об отходах объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения ГРОРО, включая процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о конкретных объектах размещения отходов, установлен положениями Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 в„– 792 (Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2011 в„– 22313) (далее - Порядок), в соответствии с пунктами 16 и 18 которого реестр включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года в„– 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 года, регистрационный в„– 17520) (далее - Правила инвентаризации).
Правила инвентаризации устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (пункт 1).
Данные Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора (пункт 2).
Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (пункт 4).
Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются:
проектная документация на строительство объектов размещения отходов;
данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов;
фондовые материалы;
иная документация (пункт 5).
По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам.
Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов.
Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (пункт 6).
Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора:
для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;
при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов;
в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами (пункт 7).
В соответствии с пунктом 19 Порядка территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
1) наименование объекта размещения отходов;
2) назначение объекта размещения отходов ("хранение отходов" либо "захоронение отходов") с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
3) местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ("имеется" либо "отсутствует") на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая:
наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:
рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц (пункт 20 Правил).
Как указывает заявитель, общество в установленном порядке составило характеристику объекта размещения отходов, указав на отсутствие проектной документации на строительство объекта, в подтверждение чего предоставило ответы Управления Росреестра по Иркутской области, ТУ Росимущества по Иркутской области, МО "Город Усолье Сибирское", МКУ "Муниципальный архив", при этом указав на то, что решение об отводе земельного участка под шламоотвал/шламохранилище было принято Исполнительным комитетом городского совета депутатов трудящихся 05 июня 1956 года (в„– 124), а также Исполкомом Усолье-Сибирского городского совета народных депутатов 23 августа 1984 года (в„– 281-6).
В характеристике общество в графе 6 "Проектная документация на строительство ОРО" и графе 7 "Заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО" указало "нули", что не противоречит Правилам инвентаризации в части заполнения данных граф характеристики (согласно Приложению), а также соответствует разъяснениям, данным в Письме Минприроды России от 05.09.2014 в„– 05-12-44/20156 "О ведении государственного реестра объектов размещения отходов", на которое сослались суды.
Между тем, отказывая в удовлетворении заявления ООО "Руссоль", как заинтересованное лицо, так и суды оценки представленным обществом документам не дали, со ссылкой на указанные выше нормативные правовые акты не указали, на основании каких положений Правил при таких обстоятельствах во включении в ГРОРО может быть отказано.
Вместе с тем в силу требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Росприроднадзоре лежит обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанного положения процессуального закона суды возложили бремя доказывания данных обстоятельств на заявителя.
Суды, сославшись на СНиП 3.01.04-87 ("Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. СНиП 3.01.04-87", утв. постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 в„– 84), не указали, в связи с чем они пришли к выводу о том, что эксплуатируемый обществом объект должен соответствовать понятию "законченные строительством новых или реконструируемых предприятий, зданий и сооружений".
Как обоснованно указывает заявитель, суды не учли, что ранее при тех же обстоятельствах спорный объект был включен в государственный реестр объектов хранения отходов (в соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 в„– 818, утратившим силу с 01.08.2014), а также то, что отказ во включении в ГРОРО влечет для общества негативные последствия в виде административной ответственности и отказов в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, принимая во внимание деятельность ООО "Руссоль" по добыче и производству соли.
Таким образом, судебные акты приняты при неполном исследовании обстоятельств дела, с нарушением норм процессуального права, что в силу частей 1 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций и направлении дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо с учетом изложенного и в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверить доводы и возражения сторон, всесторонне, полно, объективно исследовать фактические обстоятельства по делу, и с учетом установленных при новом рассмотрении фактических обстоятельств правильно определить и применить нормы права, подлежащие применению в настоящем деле, вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2016 года по делу в„– А40-164065/2015 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд города Москвы на новое рассмотрение.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------