По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.04.2016 N Ф05-3882/2016 по делу N А40-8196/2015
Требование: 1) О признании отсутствующим права собственности г. Москвы на нежилое помещение; 2) О признании права собственности Российской Федерации на спорное имущество.
Решение: 1) В удовлетворении требования отказано, поскольку не доказано, что спорное имущество приобретено г. Москвой по установленным законом или сделкой основаниям, не подтверждено, что собственник распорядился данным имуществом, в связи с чем регистрация права собственности г. Москвы на спорное нежилое помещение не соответствует закону и нарушает имущественные права Российской Федерации; 2) Требование удовлетворено, поскольку спорное имущество на момент разграничения собственности относилось к федеральной собственности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. по делу в„– А40-8196/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Комаровой О.И.,
судей Аталиковой З.А., Денисовой Н.Д.,
при участии в заседании:
от ответчика - Яшкина А.В. по доверенности от 07.12.2015 в„– 33-Д-696/15,
от третьих лиц
ФГБУК "Московская государственная академическая филармония" - Яскиной Е.В. по доверенности от 30.12.2015 в„– 01-859, Гайсинской М.Н. по доверенности от 30.12.2015 в„– 01-860,
Министерство Культуры РФ - Грузинской А.С. по доверенности от 22.01.2016 в„– 12-43,
рассмотрев 06 апреля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 29 октября 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Михайловой Л.В.,
по иску Территориального управления Росимущества в г. Москве (ИНН 7708701670 ОГРН 1097746349535)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674 ОГРН 1037739510423)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ФГБУК "Московская государственная академическая филармония", Министерство Культуры РФ
о признании отсутствующим права собственности города Москвы
о признании права собственности Российской Федерации
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее ТУ Росимущества в г. Москве, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее Департамент, ответчик) о признании отсутствующим права собственности г. Москвы на нежилое помещение (комнату в„– 16) площадью 297 кв. м в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, д. 3, признании права собственности Российской Федерации на данное нежилое помещение (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление Росреестра по Москве), ФГБУК "Московская государственная академическая филармония", Министерство Культуры Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2015 года иск частично удовлетворен.
Суд признал право собственности Российской Федерации на нежилое помещение общей площадью 297 кв. м (подвал пом. I, комната 16), расположенное по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, д. 3. В остальной части иска отказал.
Суд установил, что спорное имущество на момент разграничения собственности относилось к федеральной собственности, право собственности города Москвы на данный объект зарегистрировано без законных оснований.
Указанное решение судом апелляционной инстанции не проверялось.
Девятый арбитражный апелляционный суд определением от 12 января 2016 года, отказав в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, возвратил ответчику его апелляционную жалобу без рассмотрения.
Департаментом подана кассационная жалоба на вышеназванное решение, согласно которой ответчик просит обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик не согласен с выводом суда о принадлежности спорного помещения к федеральной собственности.
Указывает, что при проведении совместного осмотра от 17.08.2015 на основании определения суда по настоящему делу установлено, что спорное помещение имеет отдельный вход, а также эвакуационный вход, что делает необоснованным доводы истца о том, что именно это помещение принадлежит ему на праве собственности.
В результате осмотра установлено, что спорный объект по прямому назначению не используется, третьи лица незаконно используют его под склад строительных материалов.
Представитель Департамента в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ФГБУК "Московская государственная академическая филармония", Министерство Культуры Российской Федерации возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Истец, Управление Росреестра по Москве в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном судебном акте фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судом установлено, что Приказом Министерства культуры РСФСР в„– 381а от 03.07.1980 утвержден акт Государственной комиссии о приемке в эксплуатацию культурного центра Олимпийская деревня.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР в„– 171 от 08.04.1980 Министерству Культуры РСФСР поручено принять на баланс здание культурного центра при Олимпийской деревне и после проведения Олимпийских игр создать на базе комплекса культурного центра Дом концертных организаций РСФСР.
Во исполнение указанного Постановления Министерством Культуры РСФСР издан приказ в„– 240 от 30.04.1980, согласно которому на баланс Росконцерта передано здание культурного центра при Олимпийской деревне.
Согласно Приказам Министерства Культуры Российской Федерации в„– 646 от 25.12.1998, в„– 256 от 21.02.2002 Дом концертных организаций РСФСР переименован, а затем ликвидирован.
Суд установил, что спорное нежилое помещение в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, д. 3, по состоянию на 1991 год в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" как учреждение культуры (приложение в„– 1) относилось исключительно к федеральной собственности.
Право федеральной собственности на указанное имущество возникло в соответствии с вышеназванным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.121991 в„– 3020-1.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Судом установлено, что Министерство имущественный отношений Российской Федерации распоряжениями в„– 3533-р от 09.10.2002, в„– 6872-р от 18.12.2003 передало в оперативное управление ФГБУК "Государственный музыкальный театр национального искусства" (театр) комплекс помещений, расположенный по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, д. 1, д. 3.
В приложении к Распоряжению в„– 6872-р от 18.12.2003 указан перечень помещений, закрепляемых за театром, в том числе комната в„– 16 площадью 297 кв. м.
Актом приема-передачи от 15.01.2004 нежилые помещения приняты театром в оперативное управление.
При обращении ФГБУК "Государственный музыкальный театр национального искусства" в регистрирующий орган для государственной регистрации права оперативного управления и права собственности Российской Федерации на переданные в оперативное управление помещения, в том числе спорное, стало известно, что на помещения по указанному адресу зарегистрировано право собственности г. Москвы.
Поскольку не доказано, что спорное имущество приобретено городом Москвой по установленным законом или сделкой основаниям, не подтверждено, что собственник распорядился данным имуществом, суд пришел к выводу, что регистрация права собственности города Москвы на спорное нежилое помещение не соответствует закону и нарушает имущественные права Российской Федерации.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленного ТУ Росимущества в г. Москве требования о признании права собственности Российской Федерации на спорное нежилое помещение.
Довод ответчика о том, что при осмотре помещения установлено, что спорное помещение имеет отдельный вход, а также эвакуационный вход, в связи с чем необоснованны доводы истца о том, что именно это помещение принадлежит ему на праве собственности, неоснователен, поскольку, как сказано выше, суд установил обстоятельство принадлежности помещения к федеральной собственности, что помещение не выбывало из данной собственности по установленным законом или сделкой основаниям.
Довод ответчика о том, что спорное помещение не используется по прямому назначению, не имеет существенного значения и не влияет на результат рассмотрения настоящего дела по заявленным предмету и основаниям иска.
В части отказа в иске по требованию о признании отсутствующим права собственности г. Москвы на спорное нежилое помещение судебный акт не обжалуется, в связи с чем решение в данной части не проверяется.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2015 года по делу в„– А40-8196/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
О.И.КОМАРОВА
Судьи
З.А.АТАЛИКОВА
Н.Д.ДЕНИСОВА
------------------------------------------------------------------