По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.05.2016 N Ф05-6548/2016 по делу N А40-181924/15
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием обществу предписано в установленный срок привести в сертифицированное соответствие окраску поверхности спецавтотранспорта на аэродроме и организовать получение механиком участка спецтранспорта удостоверения о прохождении им аттестации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку должность "механик участка" включена в перечень должностей специалистов авиационного персонала, в связи с чем наличие у него документа, подтверждающего прохождение аттестации, обязательно. Соблюдение требований к окраске спецтранспорта в аэропортах гражданской авиации, требований ГОСТ РВ 52396-2005 также обязательно для общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2016 г. по делу в„– А40-181924/15
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" Галушкина А.Г. по доверенности в„– 1 от 01 января 2016 года
рассмотрев 18 мая 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград"
на решение от 06 ноября 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Лапшиной В.В.
на постановление от 15 февраля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кочешковой М.В., Румянцевым П.В., Яковлевой Л.Г.
по делу в„– А40-181924/15
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" (ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград", ОГРН 1023402969138)
к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор, ОГРН 1047796301057)
о признании недействительным предписания
установил:
ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Ространснадзора от 01 июня 2015 года в„– 6.7.3-80.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2016 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель Ространснадзора, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Оспариваемым предписанием Ространснадзора от 01 июня 2015 года в„– 6.7.3-80 ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" предписано в срок до 19 ноября 2015 года привести в сертифицированное соответствие окраску наружной поверхности работающего на аэродроме T3A-22FE, гос. в„– ВУ8213 77 и организовать получение механиком участка спецтранспорта удостоверения установленной формы, свидетельствующего о прохождении им аттестации.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьей 28 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), статьей 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктом 1 Положения о Федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года в„– 236, обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя об отсутствии обязательных требований к окраске наружной поверхности работающего на аэродроме T3A-22FE, гос. в„– ВУ8213 77, а также об отсутствии с его стороны нарушений, несостоятельны.
Согласно статье 2 ВК РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из ВК РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Авиационные правила. Часть 139 "Сертификация аэродромов". Том II "Сертификационные требования к аэродромам (АП-139)" приказом Минтранса России от 06 ноября 2014 года в„– 308 введены в действие в качестве Федеральных авиационных правил.
В соответствии с пунктом 3.3.7 Руководства по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации, утвержденного заместителем Министра гражданской авиации 27 июля 1991 года в„– 9/И (далее - Руководство) окраска и маркировка подвижных и стационарных средств заправки и транспортировки ГСМ производится в соответствии с действующим стандартом "Средства технического обслуживания и обеспечения полетов летательных аппаратов".
Таким действующим стандартом является ГОСТ РВ 52396-2005 "Средства технического обслуживания и обеспечения полетов летательных аппаратов".
Информация по цветографическим схемам окраски спецмашин указанного ГОСТа содержится в свободном доступе в сети "Интернет" и не является закрытой.
На основании пункта 1 "Область применения" указанного ГОСТа, его применение распространяется и на предприятия Федерального агентства воздушного транспорта.
В пункте 1.3 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденные приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 06 мая 2000 года в„– 121, установлено, что аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя обеспечение спецмашинами работ по заправке авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (ГСМ) воздушных судов, сливу авиаГСМ из баков воздушных судов.
В соответствии с пунктом 2.4.4 указанных Правил наружная поверхность машин и самоходных механизмов, работающих на аэродроме, должна быть окрашена в соответствии с установленными ГОСТами.
Как видно из материалов дела, исследованных судами, ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" использует для заправки воздушных судов авиационным топливом принадлежащий заявителю спецтранспорт (топливозаправщики) T3A-22FE, гос. в„– ВУ8213 77.
Заявитель является держателем Сертификата соответствия от 28 октября 2013 года в„– ФАВТ А.04.02972, выданного Федеральным агентством воздушного транспорта 28 октября 2013 года со сроком действия до 28 октября 2017 года на авиатопливообеспечение воздушных перевозок в международном аэропорту "Волгоград".
В соответствии с пунктом 1 Приложения к указанному Сертификату Заявитель осуществляет прием, хранение, подготовку выдаче на заправку и заправку воздушных судов (ВС), таким образом требования по окраске наружной поверхности машин (топливозаправщиков), является для ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" обязательным.
На основании изложенного, суды правильно посчитали о нарушении заявителем требований положений пункта 8.4.2 Федеральных авиационных правил "Авиационные правила. Часть 139. Сертификация аэродромов. Том II. Сертификационные требования к аэродромам (Ап-139)", пункта 2.4.4 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 06 мая 2000 года в„– 121, пункта 3.3.7 Руководства.
Ространснадзор правомерно указал на обязательность сертифицированного соответствия окраски наружной поверхности работающего на аэродроме T3A-22FE, гос. в„– ВУ8213 77.
Довод заявителя о том, что ГОСТ РВ 52396-2005 не может быть применен, проверен и отклонен судами, в силу того, что приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2005 года в„– 294-ст утвержден и введен в действие взамен ГОСТ 18388-81 ГОСТ РВ 52396-2005.
Указанным ГОСТ РВ 52396-2005 установлены цветографические схемы окраски наружных поверхностей средств технического обслуживания и обеспечения полетов летательных аппаратов.
Пунктом 3.1 ГОСТ РВ 52396-2005, в частности, указано, что окраска поверхностей средств технического обслуживания в зависимости от их назначения должна соответствовать указанным в таблице 1.
В качестве области применения ГОСТ РВ 52396-2005 указано, что он устанавливает цветографические схемы окраски наружных поверхностей средств технического обслуживания и обеспечения полетов летательных аппаратов - самолетов и вертолетов, базирующихся на стационарных аэродромах (далее - средства технического обслуживания), применяемых в эксплуатирующих организациях Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) и на предприятиях Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации).
Между тем, Руководством по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации (РОРОС-95), которое обязательно для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих аэропортовую деятельность в аэропортах гражданской авиации, установлены требования к окраске спецтранспорта, которые содержатся в ГОСТ РВ 52396-2005, так как он принят взамен ГОСТ 18388-81.
Таким образом, в части правил и требований к окраске спецтранспорта в аэропортах гражданской авиации, требования ГОСТ РВ 52396-2005 обязательны для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих аэропортовую деятельность, в том числе, и для ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград".
В соответствии с приложениями к выданным заявителю Сертификатам, ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" осуществляет указанную деятельность в том числе, в соответствии с Руководством по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации (РОРОС-95) и ФАП "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов".
Доводы заявителя о том, что требования о получении механиком участка спецтранспорта удостоверения установленной формы, свидетельствующего о прохождении им аттестации на заявителя не распространяется, также несостоятелен, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 52 ВК РФ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
Согласно части 1 статьи 53 ВК РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
В силу части 1.1 статьи 53 ВК РФ правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 статьи 53 ВК РФ свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил (ФАП), включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 ВК РФ, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливаются ФАП.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 года в„– 749-ДСП "Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации" к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ. Согласно данному перечню должность "механик участка" (цеха) входит в список должностей авиационного персонала.
Согласно приказу Федеральной авиационной службы России от 24 августа 1998 года в„– 267-ДСП в целях реализации указанного постановления от 10 июля 1998 года в„– 749-ДСП данное постановление доведено до сведения предприятий и организаций гражданской авиации, которым указано привести наименование должностей в штатном расписании в соответствие с указанным перечнем должностей авиационного персонала Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 8 ВК РФ специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии пунктами 2, 4 Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденного постановлением Государственного комитета Советов Министров СССР по науке и технике и Государственного комитета Советов Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 05 октября 1973 года в„– 470/267, аттестация проводится во всех подразделениях предприятий и организаций периодически один раз в три, пять лет.
Согласно требованиям абзаца 2 приказа Минтранса России, Минтруда России от 11 марта 1994 года в„– 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта" механик участка спецтранспорта ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград", являющийся исполнительным руководителем, чья деятельность связана с обеспечением безопасности полетов, что подтверждается его функциональными обязанностями, а также наличием у него Свидетельства специалиста, связанного с обеспечением безопасности полетов на воздушном транспорте ГА РФ, проходит периодическую аттестацию на право занятия этой должности.
Кроме того, в силу приказа Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24 апреля 2000 года в„– 98 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры" (ФАП-98), Сертификата соответствия ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" от 28 октября 2013 года в„– ФАВТ А.04.02972 (приложения к Сертификату) "механик участка" (цеха) заявителя относится к категории авиационного персонала, поскольку функционально участвует в обеспечении воздушных перевозок и полетов воздушных судов в международном аэропорту Волгоград.
Таким образом, как правильно указали суды, "механик участка" (цеха) включен в перечень специалистов авиационного персонала, в связи с чем наличие у него аттестации является обязательным.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2016 года по делу в„– А40-181924/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
------------------------------------------------------------------