Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.05.2016 N Ф05-4884/2016 по делу N А41-51126/2015
Требование: О взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по обслуживанию воздушного судна.
Обстоятельства: Истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку установлено, что оказанные истцом услуги связаны с обеспечением полета в целях выполнения служебных задач внутренних войск МВД России, поэтому требования в части взыскания задолженности за доставку пассажиров удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2016 г. по делу в„– А41-51126/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Калининой Н.С.,
судей Волкова С.В., Бочаровой Н.Н.,
при участии в заседании:
от истца - акционерного общества "Аэропорт Якутск": не явился, извещен,
от ответчика - войсковой части 3553 ВВ МВД России: Еременко В.В., дов. от 09.11.2015,
рассмотрев 10 мая 2016 года в судебном заседании кассационную
жалобу акционерного общества "Аэропорт Якутск"
на постановление от 27 января 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Александровым Д.Д., Ивановой Л.Н., Ханашевичем С.К.,
по иску акционерного общества "Аэропорт Якутск"
к войсковой части 3553 ВВ МВД России
о взыскании долга,

установил:

акционерное общество "Аэропорт Якутск" (далее - АО "Аэропорт Якутск", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к войсковой части 3553 внутренних войск МВД России (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 34 469 руб. 87 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.10.2015 по делу в„– А41-51126/15 заявленные требования удовлетворены.
Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 27.01.2016 решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2015 изменил, взыскал с ответчика в пользу АО "Аэропорт Якутск" 625 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
При том суд исходил из того, что в силу ст. 13.1 Федерального закона от 06.02.1997 в„– 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" оказанные истцом услуги должны быть предоставлены ответчику на безвозмездной основе.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе АО "Аэропорт Якутск", которое просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что ответчик не освобожден от оплаты оказанных услуг, в соответствии ст. 13.1 Федерального закона от 06.02.1997 в„– 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" осуществляется без взимания платы аэродромное, аварийно-спасательное и светотехническое обеспечение полетов.
Приказом Минтранса России от 31.07.2009 в„– 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" утвержден перечень состава услуг, входящих в понятие "обеспечение полетов", который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как указывает АО "Аэропорт Якутск", оказанные истцом услуги (Доставка пассажиров (экипаж) (к судну и от судна); Трап пассажирский телескопический; СПО-15; Агрегат подогрева УМП-350; Буксировка ИАС; Прием-выпуск ИАС; Заправка водой) не возмещаются из федерального бюджета, поскольку относятся к дополнительным услугам, оказываемым исключительно на коммерческой основе относятся к дополнительным услугам, оказываемым исключительно на коммерческой основе.
В судебное заседание кассационной инстанции АО "Аэропорт Якутск" не явилось, о его месте и времени извещено надлежащим образом (информация о судебном заседании размещена на официальном сайте суда в сети Интернет), что в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Войсковая часть 3553 ВВ МВД России представила отзыв на кассационную жалобу, который приобщен судебной коллегией к материалам дела.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить обжалуемое постановление без изменения.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения в пределах требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, норм материального и процессуального права судом при принятии судебного акта, соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, 06.04.2015 АО "Аэропорт Якутск" оказаны услуги по обслуживанию воздушного судна войсковой части 3553 (тип воздушного судна - ТУ-154, бортовой номер 85135), что подтверждается счет-актом от 06.04.2015 в„– 1783, справкой о полетах воздушного судна Ту-154 в„– 85135 на аэродроме Якутск предоставленной филиалом "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири ОрВД" от 25.05.2015, на общую сумму 34469 руб. 87 коп.
Истец 10.04.2015 направило в адрес УФК по Московской области (войсковая часть 3553) акт от 06.04.2015 в„– 1783, счет-фактуру от 06.04.2015 в„– 5135 на оплату оказанных услуг.
Письмом от 16.04.2015 в„– Ф-119 АО "Аэропорт Якутск" потребовало погасить образовавшуюся задолженность.
В связи с неоплатой ответчиком услуг на сумму в 34469 руб. 87 коп. истец обратился с настоящим иском в суд.
В отзыве на исковое заявление ответчик факт оказания услуг на общую сумму 34469,87 руб., (в том числе - доставка пассажиров (экипаж) (к судну и от судна), трап пассажирский телескопический, СПО-15, агрегат подогрева УМП-350, буксировка ИАС, прием-выпуск ИАС, заправка водой) не оспаривал.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что фактические действия сторон квалифицируются как заключение возмездного договора оказания услуг, в связи с чем подлежат применению положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции установил, что войсковая часть 3553 внутренних войск МВД России входит в состав авиации внутренних войск МВД России и представляет собой отдельную смешанную авиационную эскадрилью особого назначения, осуществляющую согласно ст. 21 Федерального закона от 06.02.1997 в„– 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", следующие задачи: перевозку личного состава (в том числе и руководящего состава ГКВВ МВД России и МВД России), вооружение, боевую и специальную технику, другие материальные средства, обеспечивает действия внутренних войск и органов внутренних дел при выполнении ими задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, борьбе с организованной преступностью в условиях вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств.
Воздушное судно Ту-154М б/н 85135, в отношении которого истцом были оказаны 06.04.2015 услуги по обслуживанию, выполняло одну из вышеуказанных задач, его рейс не был связан с коммерческими воздушными перевозками.
Как следует из свидетельства от 18.02.2011 серия РВС в„– 06422 о государственной регистрации государственного воздушного судна Ту 154М в„– КР - 85135, указанное воздушное судно должным образом занесено в Государственный реестр воздушных судов государственной авиации Российской Федерации. Его собственником является Российская Федерация, а эксплуатантом - внутренние войска МВД России в данном случае войсковая часть 3553.
В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 06.02.1997 в„– 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов внутренних войск (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), радио и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов таких воздушных судов (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками) осуществляются без взимания платы.
В соответствии с п. 1.5 Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры" (утверждены Приказом ФСВТ РФ от 24.04.2000 в„– 98 и действовали на момент возникновения спорных правоотношений) аэропортовая деятельность включает в себя:
- авиатопливообеспечение воздушных перевозок - комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями);
- осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов - комплекс мероприятий по контролю количественных и (или) качественных характеристик свойств авиационных горюче-смазочных материалов на этапах авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- аэродромное обеспечение - комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
- электросветотехническое обеспечение - комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и централизованного обеспечения электроэнергией объектов аэропорта;
- штурманское обеспечение - комплекс мероприятий, осуществляемых на этапах организации, подготовки и выполнения полетов и направленных на создание условий безопасной, точной и экономичной аэронавигации;
- радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь - комплекс организационных и технических мероприятий, выполняемых соответствующими службами авиапредприятий, государственных предприятий по использованию воздушного пространства (ИВП) и управлением воздушным движением (УВД), других юридических лиц и направленных на обеспечение безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, а также комплекс мероприятий по организации внутриаэропортовой (производственно-технологической) электросвязи, техническому обслуживанию средств оповещения и информации пассажиров, охранно-пожарной сигнализации и специальных технических средств (СТС), вычислительной техники;
- обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения - комплекс мероприятий по полетно-информационному, консультативному, диспетчерскому обслуживанию (управлению) воздушного движения, а также аварийному оповещению;
- инженерно-авиационное обеспечение - комплекс мероприятий по своевременному и качественному техническому обслуживанию воздушных судов;
- обеспечение авиационной безопасности - комплекс режимно-охранных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов;
- обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов - комплекс организационных и технологических мероприятий, позволяющих осуществить посадку (высадку) пассажиров, обработку, хранение багажа, почты и грузов, погрузку (разгрузку) багажа, почты и грузов на борт (с борта) воздушного судна с целью их перевозки в пункт назначения по заявленному маршруту при соблюдении условий авиационной безопасности и безопасности полетов;
- поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия;
- комплекс обязательных и рекомендуемых к исполнению действий, направленных на обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение эффективности и качества работ по испытанию, технической эксплуатации и ремонту авиационной техники и средств наземного обслуживания воздушных судов, повышение безопасности полетов, далее по тексту "метрологическое обеспечение";
- комплекс мероприятий по получению и своевременному доведению до должностных лиц авиационных предприятий и аэропорта метеорологической информации, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей, далее по тексту "метеорологическое обеспечение".
Апелляционный суд установил, что оказанные АО "Аэропорт Якутск" услуги связаны с обеспечением полета в целях выполнения служебных задач предусмотренных ст. 21 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания задолженности за доставку пассажиров (экипажа), трап пассажирский телескопический, СПО-15, агрегат подогрева УМП-350, буксировку ИАС, прием-выпуск ИАС.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об изменении решения суда первой инстанции, правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 625 руб., в удовлетворении остальной части требований отказал.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что приведенные заявителем доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, не влияют на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, поскольку основаны ином толковании норм права.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления, в связи с чем кассационная жалоба отклоняется.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2016 года по делу в„– А41-51126/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Н.С.КАЛИНИНА

Судьи
С.В.ВОЛКОВ
Н.Н.БОЧАРОВА


------------------------------------------------------------------