По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.02.2016 N Ф05-214/2016 по делу N А40-15464/15
Требование: О признании незаконным решения органа кадастрового учета, об обязании органа кадастрового учета устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Оспариваемым решением органу исполнительной власти отказано в государственном кадастровом учете объектов недвижимости, образованных в результате раздела, в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о его приостановлении.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как представленный органом исполнительной власти технический план в нарушение требований законодательства изготовлен на основании декларации об объекте недвижимости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. по делу в„– А40-15464/15
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Красновой С.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Департамента городского имущества города Москвы Ивановой Е.В. по доверенности от 08 декабря 2015 года
рассмотрев 16 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 27 мая 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Полукаровым А.В.
на постановление от 26 октября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Свиридовым В.А., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.
по делу в„– А40-15464/15
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра", ОГРН 1027700485757) о признании незаконным решения
установил:
Департамент городского имущества города Москвы (далее Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) от 05.11.2014 в„– 77/601/14-153864 об отказе в государственном кадастровом учете объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, пер. Потаповский, д. 5, стр. 1, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001031:2321 и обязании ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и произвести государственный кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, пер. Потаповский, д. 5, стр. 1, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001031:2321.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015, заявленные Департаментом требования оставлены без удовлетворения, поскольку оспоренное решение является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение и постановление, как принятые с нарушением и неправильным применением указанных в судебных актах норм материального права и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом указывается, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, так как Департаментом были представлены все необходимые надлежаще оформленные документы, а оспоренное решение нарушает его право распоряжаться имуществом и получать арендную плату.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Извещенный в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание не явился, что согласно ч. 3 ст. 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом первой, а при повторном рассмотрении дел и судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, в собственности города Москвы находятся помещения по адресу: г. Москва, пер. Потаповский, д. 5, стр. 1.
Департамент обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о государственном кадастровом учете объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, пер. Потаповский, д. 5, стр. 1, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001031:2321.
Решением ответчика от 05.11.2014 в„– 77/601/14-153864 Департаменту отказано в государственном кадастровом учете объектов недвижимости на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении от 04.08.2014 в„– 77/601/14-106873.
Отказывая Департаменту в удовлетворении заявленных требований суды исходили из того, что отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регламентируются Законом государственном кадастре.В соответствии со ст. 3 Закона о государственном кадастре, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 в„– 2-ФЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и в государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Предусмотренные Законом о государственном кадастре полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий предусмотренных статьей 30 Закона о государственном кадастре на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Законом о государственном кадастре правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
При этом соответствующие положения Закона о государственном кадастре применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих отношений. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии со статьей 3 Закона о государственном кадастре полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
На основании ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденного Приказом Росреестра от 24.12.2012 в„– П/599 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности", полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в том числе ведению государственного кадастра недвижимости наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Основанием для вынесения ответчиком решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 04.08.2014 в„– 77/601/14-106873 послужило представление заявителем на государственный кадастровый учет технических планов помещений оформленных в нарушение ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), п. п. 2.1, 2.2 постановления Правительства Москвы 08.2012 в„– 432-ПП "О видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, и видах работ по изменению объектов капитального жительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и превышающих предельные параметры разрешенного строительства, конструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения строительство", приказа Минэкономразвития России от 29.11.2010 в„– 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке", так как: в составе технического плана отсутствуют техническое заключение о состоянии несущих конструкций и проектная документация; в представленных технических планах, созданных с использованием XML-схем, перечень помещений образуемых объектов недвижимости, заявленных к кадастровому учету, не соответствует кадастровым сведениям о перечне помещений исходного объекта недвижимости.
Между тем согласно ст. 22 Закона о государственном кадастре для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии необходимо представить в орган кадастрового учета следующие документы: заявление о кадастровом учете (по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России то 30.09.2011 в„– 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете объектов недвижимости"); технический план помещения, подготовленного в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 в„– 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке" (далее -Требования).
К заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости был приложен технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, подготовленный на основании декларации об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 8 ст. 41 Закона о государственном кадастре и пунктом 13 Требований, сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения, в котором находится помещение, проектной документации здания или сооружения, в котором находится помещение, изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором находится помещение. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.
Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о помещении указываются в техническом плане на основании декларации.
Согласно ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ, а ч. 17 ст. 51 ГрК РФ установлен перечень случаев, в которых для осуществления строительства, реконструкции объектов не требуется выдача разрешения на строительство.
Суд первой, а при повторном рассмотрении спора и судом апелляционной инстанции установлено, что нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001031:1027 расположенное по адресу: г. Москва, пер. Потаповский д. 5, д. 1 со статусом "ранее учтенный", в котором расположено нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001031:2321, под перечень ч. 17 ст. 51 ГрК РФ не подпадает.
Из материалов дела видно, что заявителем не подтверждено состояние несущих конструкций в указанных помещениях.
Таким образом, по мнению судов, изготовление технического плана на основании декларации в силу пункта 13 Приказа Минэкономразвития России от 29.11.2010 в„– 583 и ч. 8 ст. 41 Закона о государственном кадастре, в настоящем случае недопустимо.
При этом основанием для составления технического плана должен был послужить технический паспорт на указанное нежилое здание с кадастровым номером, 77:05:0004009:1078 составленный по состоянию на 10.09.2012, актуализированный 08.11.2012.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции разрешили спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену решения или постановления.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции по применению норм материального права соответствуют установленным ими обстоятельствам дела и имеющимися в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые фактически сводятся к иной, чем у судов оценкой обстоятельств дела и толкованию норм права не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, как не свидетельствующие о неправильном применении или нарушении норм процессуального и материального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2015 года по делу в„– А40-15464/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
С.В.КРАСНОВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
------------------------------------------------------------------