По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2016 N Ф05-751/2016 по делу N А40-27981/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа и обязании произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу было отказано в государственной регистрации договора аренды в отношении объекта недвижимого имущества, поскольку отсутствуют сведения об опубликовании извещения о проведении торгов в средствах массовой информации, подтверждающие соблюдение публичного порядка предоставления участка в аренду, а также подлинный экземпляр и надлежащим образом заверенная копия протокола о результатах торгов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обществом представлены все необходимые документы для государственной регистрации договора аренды.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. по делу в„– А40-27981/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Шишовой О.А.,
судей: Бочаровой Н.Н., Петровой Н.Н.,
при участии в заседании:
от истца: Шевель О.А. - доверенность от 01 октября 2015 года,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьих лиц: ДИгМ - Устабасиди Д.В. - доверенность от 25 декабря 2015 года в„– 33-Д-810/15,
рассмотрев 15 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Росреестра по Москве (ответчик)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 15 июля 2015 года,
принятое судьей Филиной Е.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 06 ноября 2015 года,
принятое судьями Сумароковой Т.Я., Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
по делу в„– А40-27981/2015 по иску
Потребительского общества по обслуживанию профессиональной деятельности адвокатов "Ассистент"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды, об обязании произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка,
третьи лица - Департамент городского имущества г. Москва, ФГБУ "ФКП Росреестра",
установил:
Потребительское общество по обслуживанию профессиональной деятельности адвокатов "Ассистент" (далее - заявитель, потребительское общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, управление, Управление Росреестра по Москве) от 14.11.2014 в„– 02/025/2014-805 об отказе в государственной регистрации договора аренды в отношении объекта недвижимого имущества по адресу: г. Москва, пр. Шмитовский, вл. 3, стр. 1; об обязании управления произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004035:4298 площадью 730 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, пр. Шмитовский, вл. 3. стр. 1.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015, заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Москве обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Потребительское общество представило отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Управление Росреестра по Москве и ФГБУ "ФКП Росреестра" в заседание суда кассационной инстанции своих представителей не направили, о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Арбитражного суда Московского округа: www.fasmo.arbitr.ru.
Совещаясь на месте, суд кассационной инстанции определил: рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей Управления Росреестра по Москве и ФГБУ "ФКП Росреестра", извещенных в соответствии с действующим законодательством.
Представитель потребительского общества в заседании суда возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе управления.
Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами, 23.04.2004 между Московским земельным комитетом (арендодатель) и ООО "СПОРТПРОЕКТ" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в„– 01-026357, предметом которого, с учетом дополнительного соглашения от 23.01.2006, является земельный участок с кадастровым номером 770104035051, общей площадью 0,1966 га, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 3, стр. 1, предоставленный для эксплуатации части здания под административные цели, сроком до 08.01.2029.
Согласно пункту 1.4 договора на участке расположено капитальное нежилое кирпичное трехэтажное здание.
26.01.2006 между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и Потребительским обществом по обслуживанию профессиональной деятельности адвокатов "Ассистент" заключено соглашение о вступлении в договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 23.04.2004 в„– 01-026357.
Согласно пункту 1 соглашения, на основании документов о праве собственности на часть здания по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 3, стр. 1, Потребительское общество по обслуживанию профессиональной деятельности адвокатов "Ассистент" вступает в договор на сторону арендатора и становится арендатором по договору от 23.04.2004 в„– 01-026357, принимая на себя все права и обязанности по договору, за исключением тех, которые установлены исключительно другим арендатором. Пунктом 2 соглашения определено, что Потребительское общество по обслуживанию профессиональной деятельности адвокатов "Ассистент" вправе использовать земельный участок для эксплуатации части здания под административные цели.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 02.06.2014 в„– 2362-01 ДГИ образован земельный участок с кадастровым номером 77:01:000:4035:4298 из земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004035:52. Пунктом 2 этого распоряжения Потребительскому обществу по обслуживанию профессиональной деятельности адвокатов "Ассистент" в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора предоставлен неделимый земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 77:01:000:4035:4298, площадью 730 кв. м, по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 3, стр. 1, в границах согласно кадастровому паспорту земельного участка для целей эксплуатации помещений в здании административного назначения, сроком до 08.01.2029.
17.06.2014 между департаментом (арендодатель) и потребительским обществом (арендатор) подписан договор аренды в„– М-01-045009 земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, предоставляемого правообладателям зданий, строений, сооружений (помещений в них), расположенных на земельном участке. Предметом договора аренды от 17.06.2014 в„– М-01-045009 является земельный участок площадью 730 кв. м из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:01:000:4035:4298, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 3, стр. 1, предоставляемый в общее пользование на условиях аренды арендатору для целей эксплуатации помещений в здании административного назначения, сроком до 08.01.2029.
В пункте 1.7 договора аренды от 17.06.2014 в„– М-01-045009 указано, что на смежном земельном участке с кадастровым номером 77:01:04035:51 расположено четырехэтажное кирпичное здание общей площадью 5 985 кв. м.
Согласно пункту 4.10 договора аренды от 17.06.2014 в„– М-01-045009, в случае несоблюдения сроков подачи документов в Управление Росреестра по Москве для государственной регистрации настоящего договора распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 02.06.2014 в„– 2362-01 ДГИ подлежит отмене.
Потребительское общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 17.06.2014 в„– М-01-045009.
По результатам рассмотрения указанного заявления Управление Росреестра по Москве письмом от 18.07.2014 в„– 02/025/2014-805 приостановило государственную регистрацию договора аренды, указав, что в материалы регистрационного дела не представлен распорядительный документ - распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 02.06.2014 в„– 2362-01 ДГИ. Управлением также указано, что при проведении правовой экспертизы установлено, что земельный участок, являющийся предметом договора аренды земельного участка, свободен от строений. Государственный кадастр недвижимости и публичная кадастровая карта также не содержат сведений о наличии строений на земельном участке с кадастровым номером 77:01:000:4035:4298, площадью 730 кв. м по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 3, стр. 1. Между тем, согласно пункту 1.7 договора аренды от 17.06.2014 в„– М-01-045009 на смежном земельном участке с кадастровым номером 77:01:04035:51 расположено четырехэтажное кирпичное здание общей площадью 5 985 кв. м. Управлением Росреестра также указано на то, что режим множественности лиц на стороне арендатора не применим к отношениям по поводу земельных участков, свободных от строений. Ссылаясь на положения статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 3 статьи 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 в„– 48 "О землепользовании в городе Москвы" (далее - Закон города Москвы в„– 48), управление указало, что предоставление земельных участков для обеспечения эксплуатации помещений в здании административного назначения должно было осуществляться в установленном порядке посредством проведения торгов (конкурсов, аукционов). Более того, земельный участок не находится в собственности города Москвы. Между тем, среди представленных в управление документов, отсутствуют сведения об опубликовании извещения о проведении торгов в средствах массовой информации, подтверждающие соблюдение публичного порядка предоставления земельного участка в аренду, а также подлинный экземпляр и надлежащим образом заверенная копия протокола о результатах торгов, являющийся основанием для заключения с победителем торгов договора аренды на земельный участок.
Решением от 14.11.2014 в„– 02/025/2014-805 управление отказало в государственной регистрации договора аренды по основаниям, ранее указанным в уведомлении от 18.07.2014 в„– 02/025/2014-805, со ссылкой на абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ).
Считая указанный отказ незаконным, потребительское общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из отсутствия у Управления Росреестра по Москве оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют установленным судами при рассмотрении дела обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона в„– 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления. Орган осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Судами установлено, что потребительским обществом выполнены требования закона и представлены все необходимые документы для государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
Требование регистрационного органа потребительским обществом было также выполнено, распорядительный документ - распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 02.06.2014 в„– 2362-01ДГИ, был представлен в управление, что подтверждается заявлением от 30.07.2014.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона в„– 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренным настоящим Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы (ранее - Департамент земельных ресурсов города Москвы), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 в„– 99-ПП (пункты 4.2.5, 4.2.6), департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов города Москвы и Правительства Москвы принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории и об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена. Департамент городского имущества города Москвы является уполномоченным органом осуществляющим формирование границ и площади земельных участков предоставляемых для эксплуатации зданий.
Как следует из распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 02.06.2014 в„– 2362-01ДГИ, земельный участок площадью 730 кв. м, кадастровый номер 77:01:000:4035:4298, расположенный по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 3, стр. 1, образован из земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004035:52.
Проект межевания территории квартала, Пресненского района, ограниченного Шмитовским проездом, Студенецким переулком, Мантулинской улицей, 2-й Звенигородской улицей, разработан ГУП ГлавАПУ и утвержден распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 03.10.2013 в„– 9126.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что земельный участок сформирован с учетом действующего земельного градостроительного законодательства, на основании утвержденного проекта межевания территории квартала, который является документом, подтверждающим необходимость предоставления земельного участка площадью 730 кв. м для эксплуатации здания, расположенного на смежном земельном участке.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, на смежном земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004035:51, расположенном по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 3, стр. 1, находится четырехэтажное кирпичное здание общей площадью 5985 кв. м, часть которого находится в собственности заявителя. Таким образом, заявитель осуществляет свои права и обязанности по аренде земельного участка согласно долям в праве собственности.
На момент заключения договора аренды от 17.06.2014 в„– М-01-045009 спорный земельный участок не был предоставлен иным лицам, то есть, являлся свободным от обязательств третьих лиц, что подтверждается ответчиком, который указывает, что государственный кадастр недвижимости и публичная кадастровая карта также не содержат сведений о наличии строений на земельном участке с кадастровым номером 77:01:000:4035:4298, площадью 730 кв. м по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 3, стр. 1.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 22.03.2013 в„– 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 43-ФЗ) арендаторы земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения вправе приобрести в аренду без предварительного согласования мест размещения объектов, и без проведения торгов, смежные земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
Исходя из буквального смысла содержания Закона в„– 43-ФЗ, положения статьи 24 названного Закона распространяют свое действие не только на присоединенные территории, но и на все земельные участки, расположенные в границах города Москвы.
Утвержденный проект межевания территории предусматривает использование спорного земельного участка для эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 3, стр. 1 (стр. 11, 20 проекта межевания).
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими законами.
Согласно пункту 5 статьи 24 Закона в„– 43-ФЗ лица, указанные в частях 1 - 4 настоящей статьи, приобретают права на смежные земельные участки в соответствии с правилами, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, на основании решений уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы о предоставлении смежных земельных участков.
С учетом изложенного, доводы управления о необходимости проведения торгов являются несостоятельными.
На основании изложенного, суды обеих инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае предоставление земельного участка заявителю в аренду регулируется специальными нормами - статьей 24 Закона в„– 43-ФЗ. Поскольку заявитель вправе приобрести в аренду без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения торгов земельный участок, то суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Ссылка в кассационной жалобе на положения статьи 8 Закона города Москвы в„– 48 судом отклоняется, как неотносимая к рассматриваемым правоотношениям, исходя из наличия специальной правовой нормы.
Судами при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Несогласие управления с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2015 года по делу в„– А40-27981/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья
О.А.ШИШОВА
Судьи
Н.Н.БОЧАРОВА
В.В.ПЕТРОВА
------------------------------------------------------------------