Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.02.2016 N Ф05-73/2016 по делу N А40-126191/2015
Требование: О признании недействительными постановлений о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы за размещение загрязненного снега с наличием химических реагентов на территории, занятой зелеными насаждениями.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях общества присутствуют составы вмененных правонарушений, порядок привлечения к ответственности административным органом соблюден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2016 г. по делу в„– А40-126191/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., С.В. Краснова
при участии в заседании:
от заявителя: АО "ДРСУ" - Рыбак Е.В. доверенность от 11 января 2016 года в„– 1,
от заинтересованного лица: Департамент природопользования - Конотопчик К.И. доверенность от 21 декабря 2015 года,
рассмотрев 11 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу АО "ДРСУ"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 07 сентября 2015 года,
принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 12 ноября 2015 года,
принятое судьями Каменецким Д.В., Свиридовым В.А., Якутовым Э.В.,
по заявлению АО "ДРСУ" (ОГРН: 1027739653303)
об оспаривании постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (ОГРН: 1037704036974)

установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 сентября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2015 года, в удовлетворении заявленных требований АО "ДРСУ" (далее - общество) о признании недействительными постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее - департамент) от 30 июня 2015 года в„– 1204-111/2015, в„– 1204-135/2015, в„– 1204-137/2015, в„– 1204-140/2015, в„– 1204-141/2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 4.17 КоАП г. Москвы, в виде штрафа в размере 350 000 руб. за каждое, отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на отсутствие события и состава правонарушения.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель департамента возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 30 июня 2015 года в„– 1204-111/2015, АО "ДРСУ" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 4.17 КоАП г. Москвы с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350.000 рублей.
В качестве противоправного деяния обществу вменено размещение загрязненного снега с наличием химических реагентов на территории, занятой зелеными насаждениями, со свободным доступом и адресным ориентиром: г. Москва, Юго-Западный административный округ, пересечение ул. Наметкина и ул. Профсоюзная, что является нарушением правил содержания зеленых насаждений.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 30 июня 2015 года в„– 1204-135/2015 АО "ДРСУ" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 4.17 КоАП г. Москвы с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350.000 рублей.
В качестве противоправного деяния обществу вменено размещение загрязненного снега с наличием химических реагентов на территории, занятой зелеными насаждениями, со свободным доступом и адресным ориентиром: г. Москва, Юго-Западный административный округ, Старокалужское шоссе, мкр. Теплый Стан, что является нарушением правил содержания зеленых насаждений.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 30 июня 2015 года в„– 1204-137/2015 АО "ДРСУ" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 4.17 КоАП г. Москвы с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350.000 рублей.
В качестве противоправного деяния обществу вменено размещение загрязненного снега с наличием химических реагентов на территории, занятой зелеными насаждениями, со свободным доступом и адресным ориентиром: г. Москва, Юго-Западный административный округ, ул. Теплый Стан, что является нарушением правил содержания зеленых насаждений.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 30 июня 2015 года в„– 1204-140/2015 АО "ДРСУ" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 4.17 КоАП г. Москвы с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350.000 рублей.
В качестве противоправного деяния обществу вменено размещение загрязненного снега с наличием химических реагентов на территории, занятой зелеными насаждениями, со свободным доступом и адресным ориентиром: г. Москва, Юго-Западный административный округ, ул. Академика Варги, что является нарушением правил содержания зеленых насаждений.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 30 июня 2015 года в„– 1204-141/2015 АО "ДРСУ" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 4.17 КоАП г. Москвы с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350.000 рубле.
В качестве противоправного деяния обществу вменено размещение загрязненного снега с наличием химических реагентов на территории, занятой зелеными насаждениями, о свободным доступом и адресным ориентиром: г. Москва, Юго-Западный административный округ, выезд на МКАД с ул. Академика Варги, что является нарушением правил содержания зеленых насаждений.
Полагая, что привлечение к ответственности произведено с нарушением закона и без достаточных на то оснований, общество обратилось с настоящим требованием в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года в„– 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее по тексту - КоАП г. Москвы), Закона города Москвы от 05 мая 1999 года в„– 17 "О защите зеленых насаждений"(далее по тексту - Закон о защите зеленых насаждений), пришли к выводу о доказанности события и состава вмененных административных правонарушений.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В силу части 2 статьи 4.17 КоАП г. Москвы нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Статья 1 Закон о защите зеленых насаждений определяет зеленые насаждения как древесно-кустарниковую и травянистую растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Согласно статье 2 Закона о защите зеленых насаждений защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Использование озелененных территорий и зеленых массивов, не совместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается.
Согласно статье 7 названного Закона граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений. На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается складирование различных грузов, в том числе строительных материалов.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов и других природных ресурсов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.
Согласно пунктам 4.5.7, 9.1, 9.3 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года в„– 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
На озелененных и природных территориях запрещается: посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в г. Москве); сбрасывать снег и другие загрязнения на газоны; складировать любые материалы; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
Пунктами 5.5, 5.8, 5.10.9.1 постановления Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года в„– 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве" установлено, что при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод; запрещается: применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах; роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения. Запрещается роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения (допускается роторная уборка снега на улицах, перечень которых согласован с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы); при формировании снежных валов в лотках не допускается перемещение снега на тротуары и газоны.
Как установлено судами, в ходе административных расследований от 05 февраля 2015 года у ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЮЗАО", в хозяйственном ведении которого находятся указанные территории, истребованы сведения и установлено, что территория, с которой отобраны пробы загрязненного снега, убирается АО "ДРСУ", в ходе проведения работ по зимней уборке территории по указанным адресам.
Факт совершения АО "ДРСУ" административного правонарушения подтверждается материалами административного дела: экспертными заключениями от 16 марта 2015 года, протоколами исследования снега от 27 февраля 2015 года аналитической инспекции ГПБУ "Мосэкомониторинг", протоколами взятия проб и образцов от 16 февраля 2015 года, актами отбора проб снега от 16 февраля 2015 года, протоколами об административных правонарушениях от 15 июня 2015 года.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы судами не установлено существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, которые в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года в„– 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" являются неустранимыми и влекущими отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 сентября 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2015 года по делу в„– А40-126191/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------