Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2016 N Ф05-2967/2016 по делу N А40-143410/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа, незаконными государственных регистрационных записей, применении последствий недействительности записей, обязании включить требования в реестр требований кредиторов и сведения в промежуточный ликвидационный баланс.
Обстоятельства: Оспариваемым решением произведена государственная регистрация прекращения деятельности общества в связи с ликвидацией.
Решение: Требование удовлетворено частично, так как ликвидируемому обществу и его ликвидатору было известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим уплаты долга, действия ликвидационной комиссии по предоставлению недостоверных сведений повлекли введение в заблуждение налогового органа.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. по делу в„– А40-143410/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Комаровой О.И.,
судей Дунаевой Н.Ю., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Тотьмянина А.А. по доверенности от 01.12.2015 в„– 8,
от заинтересованных лиц
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 46 по городу Москве - Коршунова М.В. по доверенности от 27.01.2016 в„– 0717/004664,
рассмотрев 22 марта 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 46 по городу Москве
на постановление от 16 декабря 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Марковой Т.Т., Румянцевым П.В.,
по заявлению Коммерческого банка "Межотраслевая банковская корпорация" (ООО) в лице конкурсного управляющего Волкова В.В.
к заинтересованному лицу: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 46 по городу Москве, АО "Торгкомпани" в лице ликвидатора Рачковской Н.Ю.
о признании недействительными решения о государственной регистрации ликвидации юридического лица

установил:

общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Межотраслевая банковская корпорация" (далее КБ "МБК" (ООО), заявитель) в лице конкурсного управляющего Волкова В.В. обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России в„– 46 по г. Москве (далее МИФНС России в„– 46 по г. Москве, первый ответчик), Акционерному обществу "Торгкомпани" (далее АО "Торгкомпани", второй ответчик) в лице ликвидатора Рачковской Н.Ю. о признании недействительным решения МИФНС России в„– 46 по г. Москве о государственной регистрации прекращения деятельности АО "Торгкомпани" в связи с его ликвидацией; признании незаконной государственной регистрационной записи от 24.07.2015 в„– 6157747234837 путем исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц; признании незаконной государственной регистрационной записи от 24.07.2015 в„– 6157747237103 путем исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ); применении последствия признания записи в ЕГРЮЛ незаконной в виде отказа в проведении государственной регистрации ликвидации АО "Торгкомпани" и согласования промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов; обязании ликвидатора АО "Торгкомпани" включить требования ООО КБ "МБК" в реестр требований кредиторов ликвидируемого общества в размере 99 033 499 руб. 80 коп., из них: 95 668 767 руб. 12 коп. задолженности по векселям, 3 214 73 руб. 68 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 150 000 руб. расходов по оплате услуг нотариуса; обязании ликвидатора АО "Торгкомпани" включить в промежуточный ликвидационный баланс ликвидируемого общества сведения о кредиторской задолженности КБ "МБК" (ООО) в размере 99 033 499 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
При этом суд исходил из отсутствия у регистрирующего органа обязанности по проверке на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации формы представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащихся в представленных документах сведений, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Указал, что в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
Для государственной регистрации при ликвидации АО "Торгкомпани" были представлены все необходимые документы. Требования пункта 2 статьи 22 Закона в„– 129-ФЗ заявителем были соблюдены; у Инспекции отсутствовали какие-либо предусмотренные пунктом 1 статьи 23 данного Закона основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2015 года вышеназванное решение Арбитражного суда города Москвы отменено в части отказа в признании недействительным решения МИФНС России в„– 46 по г. Москве от 24.07.2015 о государственной регистрации прекращения деятельности АО "Торгкомпани" в связи с его ликвидацией.
Апелляционный суд признал недействительным решение МИФНС России в„– 46 по г. Москве от 24.07.2015 о государственной регистрации прекращения деятельности АО "Торгкомпани" (ОГРН 11577463227804) в связи с его ликвидацией.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2015 оставлено без изменения.
Апелляционный суд установил, что 09.06.2015 в адрес ликвидатора АО "Торгкомпани" Рачковской Н.Ю. направлено заявление от 15.06.2015 в„– 371-КП о включении в реестр требований кредиторов ликвидируемого должника.
10.06.2015 МИФНС России в„– 46 по Москве, ИФНС России в„– 2 по Москве и УФНС России по Москве вручены заявления о приостановлении ликвидации должников и о применении мер по запрету их исключения из ЕГРЮЛ. 23.06.2015 в адрес ИФНС России в„– 9 по Москве направлено заявление в„– 366-КП от 10.06.2015 о приостановлении ликвидации должников и о применении мер по запрету их исключения из ЕГРЮЛ.
В удовлетворении ходатайств заявителя о приостановлении ликвидации должников и о применении мер по запрету их исключения из ЕГРЮЛ отказано, МИФНС России в„– 46 по г. Москве принято оспариваемое решение о государственной регистрации прекращения деятельности АО "Торгкомпани" в связи с ликвидацией.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Суд пришел к выводу, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Недобросовестные действия ликвидационной комиссии АО "Торгкомпани" по предоставлению недостоверных сведений в промежуточном ликвидационном балансе ликвидируемого общества повлекли за собой введение в заблуждение налогового регистрирующего органа, и, как следствие, принятие неправомерного решения об исключении из ЕГРЮЛ при не соблюденном порядке ликвидации.
МИФНС России в„– 46 по г. Москве подана кассационная жалоба на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2015 года, согласно которой заявитель жалобы просит данный судебный акт отменить в части признания незаконными действий МИФНС, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального и процессуального права.
Полагает, что в данном случае апелляционным судом не установлена необходимая для удовлетворения заявленных требований совокупность условий; судом не указано, какие нормы права нарушены регистрирующим органом при осуществлении государственной регистрации в связи с ликвидацией АО "Торгкомпани".
Указывает, что права заявителя нарушены действиями ликвидационной комиссии АО "Торгкомпани".
Для государственной регистрации при ликвидации АО "Торгкомпани" представлены все необходимые документы. Требования пункта 2 статьи 22 Закона в„– 129-ФЗ заявителем были соблюдены.
У Инспекции отсутствовали какие-либо предусмотренные пунктом 1 статьи 23 названного Закона основания для отказа в государственной регистрации юридического лица; осуществленная Инспекцией государственная регистрация юридического лица при ликвидации в полной мере соответствует закону.
Считает, что внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации АО "Торгкомпани" не препятствует ООО КБ "МБК" как кредитору удовлетворить свои требования из имущества ликвидированного юридического лица. Полагает не доказанным обстоятельство, что признание недействительным решения Инспекции о государственной регистрации АО "Торгкомпани" в связи с ликвидацией восстановит права заявителя.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель МИФНС России в„– 46 по г. Москве поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель КБ "МБК" (ООО) возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным. Представлен письменный отзыв на жалобу.
Второй ответчик в судебное заседание не явился, считается извещенным в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в его отсутствие.
КБ "МБК" (ООО) представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что ООО КБ "МБК" приобрело два простых векселя, выданных ООО "Торгкомпани": вексель в„– 0000669 на сумму 31 889 589 руб. 04 коп. со проком платежа 31.10.2014; вексель в„– 0000670 сумму 63 779 178 руб. 08 коп. со сроком платежа 30.10.2014.
В предусмотренный срок платежи по данным векселям не были произведены.
Указанные векселя опротестованы в неплатеже нотариусом 03.11.2014 (вексель в„– 0000670), 04.11.2014 (вексель в„– 0000669) в соответствии Положением о переводном и простом векселе, утвержденным постановлением Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 07.08.1937 в„– 104/1341.
06.11.2014 заявителю выданы Свидетельства нотариуса о направлении уведомления о протесте простого векселя в неплатеже в адрес векселеобязанных лиц с приложением копии акта о протесте простого векселя в неплатеже, нотариальной копии простого векселя.
18.11.2014 на простых векселях нотариусом Р.Х. Тутаевой выполнена удостоверительная надпись о соответствующей попытке вручения их к платежу.
Также 26.12.2014 конкурсный управляющий КБ "МБК" (ООО) направил в адрес ООО "Торгкомпани" претензию в„– 063-KII от 11.12.2014 с требованием о незамедлительном погашении вышеназванных векселей.
Как следует из информации, размещенной на официальном сайте ФНС России http://egrul.nalog.ru, заявителю стало известно, что 10.04.2015 ООО "Торгкомпани" прекратило деятельность в форме преобразования в Акционерное общество "Торгкомпани".
В опубликованном 13.05.2015 в "Вестнике государственной регистрации" сообщении о ликвидации юридического лица АО "Торгкомпани" указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 105005, город Москва, улица Радио, дом 24, корпус 1, тел.: 89645685230.
09.06.2015 в адрес ликвидатора АО "Торгкомпани" Рачковской Н.Ю. направлено заявление от 15.06.2015 в„– 371-КП о включении в реестр требований кредиторов ликвидируемого должника с просьбой уведомить о принятом решении и представить выписку из реестра требований кредиторов, а также копию промежуточного ликвидационного баланса в отношении должника АО "Торгкомпани".
10.06.2015 МИФНС России в„– 46 по Москве, ИФНС России в„– 2 по Москве, УФНС России по Москве вручены заявления в„– 365-КП от 10.06.2015, 367-КП от 10.06.2015, 368-КП от 10.06.2015 о приостановлении ликвидации должников (в том числе АО "Торгкомпани") и применении мер по запрету их исключения из ЕГРЮЛ. 23.06.2015 в адрес ИФНС России в„– 9 по Москве направлено заявление в„– 366-КП от 10.06.2015 о приостановлении ликвидации должников и о применении мер по запрету их исключения из ЕГРЮЛ.
Ответами в„– 12-15/1/067596 от 09.07.2015, 05-18/040935 от 23.06.2015 УФНС России по Москве и МИФНС России в„– 46 по Москве отказали в удовлетворении заявлений КБ "МБК" (ООО) о приостановлении ликвидации должников и о применении мер по запрету их исключения из ЕГРЮЛ.
МИФНС России в„– 46 по г. Москве принято оспариваемое решение от 24.07.2015 о государственной регистрации прекращения деятельности АО "Торгкомпани" в связи с его ликвидацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 62 указанного Кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Пунктами 1, 2 статьи 63 Кодекса предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) (пункт 4 статьи 63 Кодекса).
Согласно пунктам 5, 6 статьи 63 Кодекса выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц - регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 указанного Закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5, статей 9, 21 вышеназванного Закона о государственной регистрации регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов.
Статьей 21 Закона определены документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, в том числе пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Как установлено судами и сказано выше, налоговый орган располагал сведениями о том, что ликвидируемому юридическому лицу АО "Торгкомпани" заявлено о наличии у него кредиторской задолженности перед КБ "МБК" (ООО), однако налоговый орган счел, что не имеется оснований для отказа в регистрационных действиях о прекращении деятельности данного юридического лица в связи с его ликвидацией.
При вышеизложенных, установленных судом обстоятельствах, поскольку решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, если соблюден предусмотренный вышеперечисленными нормами права порядок, суд пришел к правильному выводу, что порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии обязательств, не исполненных перед кредитором, потребовавшим оплаты долга; недобросовестные действия ликвидационной комиссии АО "Торгкомпани" по предоставлению недостоверных сведений в ликвидационном балансе ликвидируемого общества повлекли за собой введение в заблуждение налогового регистрирующего органа.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Нарушение установленного вышеперечисленными нормами права порядка ликвидации юридического лица, непредставление для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с его ликвидацией необходимых документов в регистрирующий орган, обстоятельство, что в данном случае нарушены права КБ "МБК" (ООО) как кредитора АО "Торгкомпани" обоснованно признано апелляционным судом основанием для удовлетворения заявленных требований в части признания недействительным решения МИФНС России в„– 46 по г. Москве от 24.07.2015 о государственной регистрации прекращения деятельности АО "Торгкомпани" в связи с его ликвидацией.
В части отказа в удовлетворении остальных требований судебные акты не обжалуются, в связи с чем решение и постановление в этой части не проверяются в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что рассмотрение кассационной жалобы производится исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях относительно жалобы.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства и принимая во внимание обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого постановления судебная коллегия не находит, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2015 года по делу в„– А40-143410/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
О.И.КОМАРОВА

Судьи
Н.Ю.ДУНАЕВА
С.В.НЕЧАЕВ


------------------------------------------------------------------