По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2016 N Ф05-2130/2016 по делу N А40-84789/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП и выдаче повторного свидетельства в отношении земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован непредставлением обществом документов о проведении публичных слушаний в соответствии со статьей 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательств того, что применительно к абзацу 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ представленные на регистрацию необходимые документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 г. по делу в„– А40-84789/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "НОРД-ВЕСТ ДЕВЕЛОПМЕНТ" - извещено, представитель не явился,
от заинтересованного лица: Управление Росреестра по Москве - Скиперский А.С. доверенность от 31 декабря 2015 года в„– 29137/2015,
от третьих лиц: ДГИ г. Москвы - извещено, представитель не явился,
ООО "АЗИНГРУП" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 17 марта 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Управление Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 16 сентября 2015 года,
принятое судьей Дудкиным В.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 16 декабря 2015 года,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по заявлению ООО "НОРД-ВЕСТ ДЕВЕЛОПМЕНТ"
о признании незаконным отказа Управлению Росреестра по городу Москве,
третьи лица: ДГИ г. Москвы, ООО "АЗИНГРУП"
установил:
ООО "НОРД-ВЕСТ ДЕВЕЛОПМЕНТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) от 01 апреля 2015 года в„– 77/008/025/2015-29,30, об отказе в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП и выдачи повторного свидетельства в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004016:1 по адресу: г. Москва, ул. Лодочная, вл. 12/14; обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем внесения изменений в запись ЕГРП о виде разрешенного использования земельного участка на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы (далее - департамент) от 05 декабря 2013 года в„– 11869 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004016:1" и выдать ООО "НОРД-ВЕСТ ДЕВЕЛОПМЕНТ" повторное свидетельство о праве собственности на данный земельный участок.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о законности оспариваемого отказа.
В судебном заседании представитель Управления доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
ООО "НОРД-ВЕСТ ДЕВЕЛОПМЕНТ", ДГИ г. Москвы, ООО "АЗИНГРУП", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.fasmo.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 5 декабря 2013 года "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004016:1" установлен вид разрешенного использования: объекты размещения помещений и технических устройств крытых спортивных сооружений ограниченного посещения, объекты размещения гостиниц.
В ответ на обращение от 13 февраля 2015 года ООО "НОРД-ВЕСТ ДЕВЕЛОПМЕНТ" с заявлением (с приложением всех необходимых документов) о внесении изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004016:1, в целях приведения в соответствие со сведениями государственного кадастра Управлением Росреестра по Москве принято решение от 01 апреля 2015 года в„– 77/008/025/2015-29,30 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП и выдачи повторного свидетельства в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004016:1. Причиной отказа послужило не представление заявителем документов о проведении публичных слушаний в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года в„– 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Полагая отказ незаконным, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства, в том числе: акты, изданные органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 13 и пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
В соответствии с нормами абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу статей 41, 44 Градостроительного кодекса РФ и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 августа 2006 года в„– 93) в ГПЗУ, в том числе, указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. ГПЗУ по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Обоснованно отклонены судами доводы Управления о не представлении заявителем документов о проведении публичных слушаний, поскольку проведение публичных слушаний является одним из этапов в процессе изменения разрешенного вида использования земельного участка, результатом которого является утверждение ГПЗУ. Вид разрешенного использования изменен распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 5 декабря 2013 года "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004016:1", то обстоятельство, что указанное распоряжение не содержит сведений о проведенных публичных слушаниях не свидетельствует о его незаконности. В установленном законом порядке распоряжение не признано не соответствующим закону.
Как установлено судами, в подтверждение достоверности сведений и документов, представленных на государственную регистрацию, обществом также представлен градостроительный план земельного участка в„– 77RU222000-006540, утвержденный приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 13 ноября 2012 года в„– 2122.
ГПЗУ земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004016:1 по адресу: г. Москва, ул. Лодочная, вл. 12/14 утвержден 13 ноября 2012 года Департаментом городского имущества г. Москвы в силу полномочий, предоставленных ему пунктом 4.2.7 Постановления Правительства Москвы от 04 июня 2013 года в„– 353-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года в„– 99-ПП" и в качестве основных видов разрешенного использования содержит: объекты размещения помещений и технических устройств крытых спортивных сооружений ограниченного посещения, объекты размещения гостиниц.
Земельный участок с кадастровым номером 77:08:0004016:1 по адресу: г. Москва, ул. Лодочная, вл. 12/14 согласно Генплану расположен вне границ жилых территорий, не подлежащих реорганизации. Кроме того, сам Генплан утвержден с учетом проведенных публичных слушаний.
Департамент в исх. от 20 марта 2015 года в„– ДГИ-1-200063/15-1 (содержится в деле правоустанавливающих документов) проинформировало Управление о наличии ГПЗУ данного земельного участка.
Доказательств того, что применительно к абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации представленные на государственную регистрацию необходимые документы не соответствуют требованиям действующего законодательства Управлением не представлено.
На основании изложенного, вывод судов о незаконности оспариваемого отказа Управления, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2015 года по делу в„– А40-84789/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
М.Р.АГАПОВ
Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
------------------------------------------------------------------