По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2016 N Ф05-1763/2016 по делу N А40-205191/2014
Требование: Об отмене предписания государственного органа.
Обстоятельства: Заявитель, являющийся собственником объектов, которые располагаются на земельном участке, заключил с органом исполнительной власти субъекта РФ договор аренды земельного участка. Государственный орган вынес в адрес заявителя предписание о предоставлении документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку национальный парк как совокупность участков разных собственников, на которые распространяется режим особой охраны, не является объектом недвижимости, постановка его на государственный кадастровый учет как объекта недвижимости законом не предусмотрена, границы парка определены при его создании и установлены вышеуказанными нормативными актами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2016 г. по делу в„– А40-205191/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - открытого акционерного общества "Автомагазин Вешних Вод" - Юраков В.А., дов. от 03.06.2015 б/н;
от заинтересованного лица (ответчика) - Государственной инспекции по надзору в области охраны и использования территории национального парка и его охранной зоны Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров" - Лямичева Ю.Э., дов. от 27.08.2015 б/н;
от третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы - Забаринова Н.С., дов. от 24.12.2015 в„– 33-Д-795/15;
рассмотрев 15 марта 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров"
на решение от 26 мая 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление от 24 ноября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Якутовым Э.В., Каменецким Д.В., Свиридовым В.А.,
по делу в„– А40-205191/2014,
по заявлению открытого акционерного общества "Автомагазин Вешних Вод" (ОГРН.1027700399330)
к Государственной инспекции по надзору в области охраны и использования территории национального парка и его охранной зоны Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров" (ОГРН.1037739452695)
об оспаривании ненормативного правового акта
установил:
Открытое акционерное общество "Автомагазин Вешних Вод" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной инспекции по надзору в области охраны и использования территории национального парка и его охранной зоны Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров" (далее - инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 11.11.2014 в„– б/н.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражные суды исходили из того, что границы занимаемого парком земельного участка не определены, не проведены мероприятия по межеванию занимаемых земель.
Не согласившись с указанными судебными актами, инспекция обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить ввиду неправильного применения судами норм материального права.
В обоснование своей кассационной жалобы заинтересованное лицо указывает, что границы Национального парка и его охранной зоны нормативно установлены.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором возражало против доводов жалобы.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы своей кассационной жалобы, просил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
Представитель общества просил оставить судебные акты без изменения, а в удовлетворении кассационных жалоб отказать, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений на кассационную жалобу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене как вынесенные с нарушением норм материального права, а кассационная жалоба - удовлетворению с вынесением нового судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является собственником объектов недвижимого имущества, строений в„– в„– 1, 2, 8, 9, 10, 11, 13 и забора, которые располагаются на земельном участке, имеющем адресные ориентиры: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А".
Заявитель заключил договор аренды земельного участка в„– М-02-036750 сроком действия до 29.12.2060 с Департаментом земельных ресурсов г. Москвы. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 77:02:0016003:1001.
11.11.2014 Государственной инспекцией по надзору в области охраны и использования территории национального парка и его охранной зоны Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров" в отношении ОАО "Автомагазин Вешних Вод" на основании пп. "б" пункта 2 ст. 34 Федерального закона от 14.03.1995 года в„– 33 "Об особо охраняемых природных территориях" вынесено предписание о предоставлении документов.
Данным предписанием на заявителя возложена обязанность представить в Госинспекцию следующие документы: учетную карточку ОАО "Автомагазин Вешних Вод", заверенную копию Устава ОАО "Автомагазин Вешних Вод", протокол общего собрания о назначении директора, приказ о назначении директора, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровую выписку на земельный участок, ситуационный план относительно смежных участков, в том числе границ землепользования национального парка "Лосиный остров", правоудостоверяющие документы на недвижимое имущество по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, 8А, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, платежные поручения (или квитанции) о плате за негативное воздействие на окружающую среду, договоры на водоснабжение, отопление, электропитание, вывоз мусора, прием сточных и ливневых вод, платежные документы о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласование с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Минприроды России) на осуществление социально-экономической деятельности ОАО "Автомагазин Вешних Вод".
Полагая, что предписание инспекции является незаконным и необоснованным и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с положениями Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ национальный парк является одним из видов особо охраняемой природной территории.
Согласно статье 33 Закона об особо охраняемых территориях охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений.
В силу положений пункта 23 Приказа Минприроды России от 26.03.2012 в„– 82 "Об утверждении Положения о национальном парке "Лосиный остров" на территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка осуществляется должностными лицами и отдельными работниками, являющимися государственными инспекторами по охране территории национального парка.
В соответствии с пп. "б" пункта 2 ст. 34 Федерального закона от 14.03.1995 года в„– 33 "Об особо охраняемых природных территориях" должностные лица органов и государственных учреждений, уполномоченные на осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при проведении мероприятий по контролю на особо охраняемых природных территориях имеют право запрашивать в целях проверки у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к территориям государственных природных заповедников и национальных парков территориях охранных зон.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" не может документально подтвердить границы занимаемого парком участка, поскольку им не проведены мероприятия по межеванию занимаемых земель. На основании изложенного судами сделан вывод о незаконности предписания заинтересованного лица в силу отсутствия у последнего права на осуществление контрольных мероприятий в отношении неопределенной территории.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанции не учтено следующее.
Объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04 мая 1979 г. в„– 1190-543 утвержден проект планировки природного парка "Лосиный остров".
Национальный парк "Лосиный остров" создан на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 24 августа 1983 г. в„– 401 "О создании Государственного природного национального парка "Лосиный остров" и Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. в„– 280 "О национальном парке "Лосиный остров".
Границы национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны определены приложениями 2 и 3 объединенного решения исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04 мая 1979 г. в„– 1190-543.
Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10 октября 1988 г. в„– 2130-1344, Постановлением Совета Министров СССР от 31 августа 1989 г. в„– 703, Постановлением Совета Министров РСФСР от 05 октября 1989 г. в„– 295 и совместным постановлением Правительства Москвы и администрации Московской области от 29 апреля 1992 г. в„– 235-113 границы национального парка "Лосиный остров" были уточнены.
Постановлением главы администрации Балашихинского района от 16 февраля 1995 г. в„– 163 утверждены границы национального парка "Лосиный остров" в границах района на общей площади 4 993,6 га, из которых 4521,4 га - земли парка, 472,2 га - земли сторонних пользователей.
Каких-либо нормативных актов, изменяющих границы, установленные указанными нормативными актами, уполномоченным органом власти не принималось. Таким образом, границы территории национального парка "Лосиный остров" и его зоны охраны остаются неизменными с 1995 года.
В силу положений статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. в„– 221-ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в Государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, Зонах с особыми условиями использования территорий. Статья 15 Закона о кадастре устанавливает, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в установленный законом срок с даты принятия решений об установлении границ зоны с особыми условиями использования территорий представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.
Границы территории национального парка "Лосиный остров" как земель с особыми условиями использования территорий и его зон охраны были установлены до введения в действие указанных норм.
Наличие или отсутствие сведений в Государственном кадастре недвижимости о нахождении спорных земельных участков в границах территории национального парка "Лосиный остров" или его зоны охраны не влияют на факт существования указанной территории данного национального парка и его зоны охраны в указанных границах.
Выводы судов о недоказанности местоположения границ спорных земельных участков относительно местоположения границ территории национального парка сделаны без учета нормативных актов о создании национального парка "Лосиный остров", содержащих границы указанного национального парка.
В соответствии с натурным описанием границ национального парка, изложенным в решении Исполкомов Московского городского и Московского Советов народных депутатов от 04 мая 1979 г. в„– 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров", границы национального парка проходят по границе технической зоны Щелковского шоссе (100 метров на север от оси) до Московской кольцевой автомобильной дороги, по внешней границе технической зоны Московской кольцевой автомобильной дороги (200 м от оси) на север до пересечения с южной границей Мытищинского леспаркхоза.
Поскольку национальный парк как совокупность земельных участков разных собственников, на которые распространяется режим особой охраны, не является объектом недвижимости, постановка его на государственный кадастровый учет как объекта недвижимости - земельного участка не предусмотрена действующим законодательством.
Таким образом, границы национального парка "Лосиный остров" определены при его создании и установлены вышеуказанными нормативными актами, в силу чего выводы судов о том, что земельный участок заявителя не может быть признан отнесенным к землям особо охраняемых природных территорий и их охранной зоны в силу отсутствия кадастрового учета таких территорий, признается судом кассационной инстанции ошибочным.
При таких обстоятельствах, когда арбитражными судами правильно установлены фактические обстоятельства, подтвержденные исследованными по делу доказательствами, а выводы судов противоречат вышеназванному вследствие неправильного применения материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в признании незаконным предписания заинтересованного лица.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2015 года по делу в„– А40-205191/2014 отменить. В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Автомагазин Вешних Вод" отказать.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
------------------------------------------------------------------