По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.10.2016 N Ф05-14837/2016 по делу N А40-221746/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован включением расположенного на земельных участках объекта недвижимого имущества в постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку отказ уполномоченного органа не основан на законе.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2016 г. по делу в„– А40-221746/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Петровой В.В.
судей Калининой Н.С., Шишовой О.А.
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Текстиль" (ООО "Текстиль") - Забровская Т.В. - генеральный директор (протокол в„– 11/03-15(Т) от 11.03.15);
от ответчика: Департамента городского имущества города Москвы - Реперчук Ю.С. по дов. в„– 33-Д-805/15 от 24.12.15;
рассмотрев 17 октября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы (ответчика)
на решение от 24 марта 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
и на постановление от 30 июня 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Румянцевым П.В., Яковлевой Л.Г.,
по заявлению ООО "Текстиль"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказов в предоставлении государственной услуги, обязании предоставить государственные услуги,
установил:
ООО "Текстиль" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков (оформления договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0003018:5559 и 77:04:0003018:83, с адресными ориентирами: город Москва, ул. Люблинская, вл. 4А), оформленных письмами от 11 ноября 2015 года в„– 33-5-77129/15-(0)-1, 33-5-77141/15-(0)-0), а также об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
Решением от 24 марта 2016 года Арбитражного суда города Москвы по делу в„– А40-221746/2015, оставленным без изменения постановлением от 30 июня 2016 года Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования были удовлетворены.
По делу в„– А40-221746/2015 поступила кассационная жалоба от ответчика - Департамента городского имущества города Москвы, в которой он просит отменить решение суда первой, постановление суда апелляционной инстанций и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии кассационной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте - http://kad.arbitr.ru/.
Отводов суду заявлено не было.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителям заявителя и ответчика их права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сообщил, что от заявителя - ООО "Текстиль" поступил отзыв на кассационную жалобу (вх. в„– КГ-А40/17473-16 от 28 сентября 2016 года). Поскольку к отзыву заявитель в соответствии с положениями ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приложил документы, подтверждающие вручение отзыва в срок, обеспечивающий ответчику возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания, суд кассационной инстанции сообщил лицам, участвующим в деле, что данный отзыв подлежит приобщению к материалам дела.
Заявлений или ходатайств, связанных с рассмотрением кассационной жалобы, через канцелярию Арбитражного суда Московского округа не поступило, в судебном заседании заявлено не было.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель ответчика - Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель заявителя - ООО "Текстиль" по доводам кассационной жалобы возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, пояснил, что, по его мнению, доводы, изложенные в кассационной жалобе не основаны на нормах права, а направлены на переоценку обстоятельств и доказательств, представленных в материалы дела, что не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителей и ответчика, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении суда первой и постановлении суда апелляционной инстанций, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены указанных судебных актов.
Из материалов дела усматривается, судами первой и апелляционной инстанций было установлено следующее.
ООО "Текстиль" является собственником здания общей площадью 809,5 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, ул. Люблинская, д. 4А (свидетельство о государственной регистрации права от 08 октября 2009 года; основание для государственной регистрации - разделительный баланс от 12 марта 2009 года, утвержденный протоколом внеочередного общего собрания участников ООО "РИКЕЛИС" от 12 марта 2009 года в„– 12/03-09; запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в„– 77-77-15/018/2008-277).
В свою очередь право собственности на указанное здание за ООО "РИКЕЛИС" было признано решением от 11 июня 2008 года Арбитражного суда города Москвы по другому делу в„– А40-4050/08-82-54 (по иску ООО "РИКЕЛИС" к Правительству Москвы о признании права собственности на здание общей площадью 809,5 кв. м, расположенное по адресу: город Москва, ул. Люблинская, д. 4А с участием третьих лиц - Управления Федеральной регистрационной службы по Москве (в настоящее время - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве), Департамента земельных ресурсов (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы) - л.д. 46-47 т. 1), о чем в ЕГРП была внесена соответствующая запись.
В целях оформления земельно-правовых отношений под упомянутым зданием Департаментом земельных ресурсов (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы) были приняты распоряжения:
- от 01 октября 2012 года в„– 6000 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: город Москва, ул. Люблинская, вл. 4А" (л.д. 39-40 т. 1; в п. 2 которого установлено, что разрешенное использование земельного участка - объекты размещения общественного питания, а в п. 3 - что через формируемый земельный участок обеспечивается доступ к земельному участку с кадастровым номером 77:04:0003018:83);
- от 01 октября 2012 года в„– 6001 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003018:83" (л.д. 37-38 т. 1).
В силу изложенного ООО "Текстиль" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлениями о предоставлении государственной услуги ("предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках") - о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0003018:5559 и 77:04:0003018:83, находящиеся по адресу: город Москва, ул. Люблинская, вл. 4А, на которых расположено недвижимое имущество - здание, принадлежащее ООО "Текстиль" на праве собственности.
Рассмотрев данное заявление Департамент городского имущества города Москвы решениями, оформленными письмами от 11 ноября 2015 года в„– 33-5-77129/15-(0)-1, 33-5-77141/15-(0)-0), отказал заявителю - ООО "Текстиль" в предоставлении государственной услуги в связи с включением, расположенного на упомянутых земельных участках объекта недвижимого имущества, в Перечень - п. 897 Приложение в„– 2 к Постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года в„– 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (Приложение в„– 2 "Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости"; далее - Перечень).
Иных оснований Департаментом городского имущества города Москвы приведено не было.
Не согласившись с упомянутым отказом, ООО "Текстиль" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых отказов закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми отказами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На это обращается внимание и в п. 1 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 1 ст. 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исследовав и оценив в порядке, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, с учетом правильного распределения бремени доказывания, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования.
При этом суды обоснованно указали на следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением от 17 октября 2007 года Арбитражного суда города Москвы по другому делу в„– А40-34572/07-150-277 (по иску Управы района Текстильщики города Москвы к ООО "РИКЕЛИС" с участием третьих лиц - Комитета государственного строительного надзора города Москвы, Департамента земельных ресурсов (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы), Префектуры Юго-восточного административного округа города Москвы), оставленным без изменения постановлениями от 17 декабря 2007 года Девятого арбитражного апелляционного суда и от 24 марта 2008 года Федерального арбитражного суда Московского округа было отказано в удовлетворении заявленных исковых требований о сносе самовольной постройки, расположенной по адресу: город Москва, ул. Люблинская, д. 4А. в судебных актах по другому делу в„– А40-34572/07-150-277 указывалось, что доводы Управы района Текстильщики города Москвы об отсутствии разрешительной документации и о неправомерном использовании ООО "РИКЕЛИС" земельного участка не подтверждается материалами дела.
В силу чего суды пришли к выводу, что при перечисленных обстоятельствах само по себе наличие сведений об объекте недвижимости в Перечне не может влечь негативные последствия для лица, обратившегося за предоставлением государственной услуги - ООО "Текстиль".
При этом следует обратить внимание, что п. 897 включен в Перечень (Приложение в„– 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года в„– 819-ПП) постановлением Правительства Москвы от 02 декабря 2014 года в„– 705-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года в„– 819-ПП".
Суд кассационной инстанции, соглашаясь с указанными выводами судов, принимая во внимание предмет и основание заявленных требований, полагает необходимым указать, что исходя из системного толкования положений действующего законодательства, а также учитывая судебную практику по данному вопросу можно прийти к выводу о том, что суд не вправе выходить за пределы оснований оспариваемого отказа, которым было отказано в предоставлении государственной услуги.
Помимо этого, принимая во внимание положения ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные акты, вступившие в законную силу, по другим делам в„– А40-4050/08-82-54, А40-34572/07-150-277 необходимо также указать, что в силу процессуальной определенности, исходя из системного толкования положений действующего законодательства, в том числе Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, можно прийти к выводу о том, что конкуренция судебных актов недопустима.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судами доказательств.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в том числе в Определении от 17 февраля 2015 года в„– 274-О, ст. ст. 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Поскольку иных доводов кассационная жалоба Департамента городского имущества города Москвы не содержит, то суд кассационной инстанции в силу правил ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ограничивается рассмотрением названных доводов кассаторов и правомерность других выводов судов первой и апелляционной инстанций не проверяет.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Департамента городского имущества города Москвы, а принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции считает законными и обоснованными. Кроме того, оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции), для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы заявителей кассационной жалобы - Департамента городского имущества города Москвы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 24 марта 2016 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 30 июня 2016 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А40-221746/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.ПЕТРОВА
Судьи
Н.С.КАЛИНИНА
О.А.ШИШОВА
------------------------------------------------------------------