Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.07.2016 N Ф05-8427/2016 по делу N А40-226436/2015
Требование: О признании частично недействительным предписания уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений.
Обстоятельства: Обществу предписано обеспечить наличие деклараций на продукцию собственного производства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество осуществляет реализацию указанной в предписании продукции, размещая ее в отделе полуфабрикатов, маркируя информацией об изготовителе, составе, дате изготовления и сроке реализации, тем самым подтверждая, что реализуемая продукция не является продукцией общественного питания, реализуемой и потребляемой на месте, на которую маркировка не наносится.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2016 г. по делу в„– А40-226436/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 1 июля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "АШАН" - Чунаева Т.И. доверенность от 9 февраля 2016 года,
от заинтересованного лица: Управление Роспотребнадзора по г. Москве - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 28 июня 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "АШАН"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 05 апреля 2016 года,
принятое судьями Марковой Т.Т., Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е.,
по заявлению ООО "АШАН" (ОГРН: 1027739329408)
о признании незаконным пункта 2 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (ОГРН 1057746466535)

установил:

ООО "АШАН" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным пункта 2 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (далее - Роспотребнадзор) от 26 августа 2015 года в„– 24-01-0563-04.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 января 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2016 года решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование приводит доводы о том, что наличие декларации о соответствии на продукцию собственного производства законодательством не предусмотрено.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Управление Роспотребнадзора, извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, Управлением Роспотребнадзора по результатам проведенной плановой выездной проверки гипермаркета "АШАН", расположенного по адресу: Москва, Бесединское шоссе, дом 15 выдано предписание от 26 августа 2015 года в„– 24-01-0563-04 об устранении выявленных нарушений В обжалуемом пункте 2 предписания обществу предписано обеспечить наличие деклараций на продукцию собственного производства: "жюльен", "язык свиной отварной", "шаурма из курицы", "стейк из семги", "кабачок фаршированный", "сэндвич с рыбой".
Посчитав пункт 2 данного предписания незаконным, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и отменяя решение суда, апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 года в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), пришел к выводу о законности оспариваемого пункта предписания.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно статье 2 Закона о техническом регулировании Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии со ст. 6 Закона о техническом регулировании целями принятия Технических регламентов являются, в том числе, защита жизни или здоровья граждан, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года в„– 880, при применении настоящего Технического регламента должны учитываться требования Технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (технические регламенты Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции), дополняющие и (или) уточняющие требования настоящего технического регламента.
Статьей 5 названного Технического регламента предусмотрено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему Техническому регламенту, а также иным Техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего Технического регламента, иных Технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего Технического регламента и (или) иных Технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Технический регламент Таможенного союза (ЕАЭС) "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), принятый решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года в„– 880, распространяется на пищевую продукцию и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Технический регламент Таможенного союза 021/2011 не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления и не предназначенной для выпуска в обращение, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях. При применении ТР ТС 021/2011 должны учитываться требования технических регламентов ТС (ЕАЭС), устанавливающих обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, дополняющие и (или) уточняющие требования ТР ТС 021/2011.
Технический регламент ТС (ЕАЭС) "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), принятый решением Комиссии ТС от 09 декабря 2011 года в„– 881, распространяется на выпускаемую в обращение пищевую продукцию в части ее маркировки.
Технический регламент Таможенного союза 022/2011 не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства, а также на пищевую продукцию, производство которой осуществляется физическими лицами в личных подсобных хозяйствах не для целей осуществления предпринимательской деятельности. При применении ТР ТС 022/2011 должны учитываться дополнительные требования технических регламентов ТС (ЕАЭС) на отдельные виды пищевой продукции в части ее маркировки, не противоречащие ТР ТС 022/2011.
Технический регламент Таможенного союза 021/2011 распространяется на пищевую продукцию и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации и не распространяется лишь на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления и не предназначенной для выпуска в обращение, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 4.1 Технического регламента предусмотрено, что маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Согласно части 2 статьи 1 ТР ТС 022/2011 настоящий Технический регламент Таможенного союза не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства, а также на пищевую продукцию, производство которой осуществляется физическими лицами в личных подсобных хозяйствах не для целей осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно статьи 41 ГОСТ 31985-2013. "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" услуга общественного питания (индустрии питания) - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Как установлено судом, ООО "АШАН" реализует пищевую продукцию собственного производства посредством самообслуживанию, так как согласно информации на вывеске ООО "АШАН" является гипермаркетом и согласно ГОСТ Р 51773-2009 с классификацией предприятий торговли в гипермаркетах осуществляется розничная торговля через самообслуживание покупателей.
ООО "АШАН" осуществляет реализацию, указанной в предписании продукции, размещая ее в отделе полуфабрикатов, маркируя информацией об изготовителе, составе, дате изготовления и сроке реализации, тем самым подтверждая, что реализуемая продукция не является продукцией общественного питания, реализуемой и потребляемой на месте, на которую маркировка не наносится.
Общество реализует пищевую продукцию собственного производства, оплата которой происходит непосредственно на кассовом узле и возможность употребления данной продукции в гипермаркете ООО "АШАН" не предусмотрена.
На основании изложенного, вывод суда о законности оспариваемого пункта предписания в части пункта 2, обязывающего Общество обеспечить наличие деклараций на все виды реализуемой продукции, а именно, на продукцию собственного производства: "Жюльен", "Язык свиной отварной", "Шаурма из курицы", "Стейк из семги", "Кабачок фаршированный", "Сэндвич с рыбой") является обоснованным.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2016 года по делу в„– А40-226436/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------