Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.12.2016 N Ф05-19095/2016 по делу N А40-6879/16-17-54
Требование: О признании незаконным бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для дальнейшего заключения договора аренды земельного участка на период строительства газопровода, к заявлению была приложена схема земельного участка. Предоставление земельного участка согласовано не было. Истец считает свои права нарушенными.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку истец лишен права на осуществление строительства газопроводов в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2016 г. по делу в„– А40-6879/16-17-54

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ГУП МО "Мособлгаз": Астафьева В.Б. (дов. в„– 12-15/1174 от 22.12.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Васневой С.А. (дов. в„– 33-Д-790/15 от 22.12.2015 г.);
от третьего лица ООО "Заречье": не явились, извещены;
рассмотрев 15 декабря 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2016 г.,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2016 г.,
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Поташовой Ж.В.,
по делу в„– А40-6879/16-17-54
по заявлению Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области (ОГРН 1025006176216; 143026, Московская область, Одинцовский район, рабочий поселок Новоивановское, ул. Калинина, д. 1)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 125009, г. Москва, Газетный пер., д. 1/12)
об оспаривании бездействия,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Заречье",

установил:

20 августа 2014 г. между Государственным унитарным предприятием газового хозяйства Московской области (далее - ГУП МО "Мособлгаз", предприятие, заявитель) и обществом с ограниченной ответственностью "Заречье" (далее - ООО "Заречье") на основании Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. в„– 1314, заключен публичный договор о подключении в„– 00/729-1955-14, по условиям которого ГУП МО "Мособлгаз" обязано подключить к сети газораспределения котельную мини-гостиницы "Дом-рыбака", расположенную по адресу: Москва, Троицк, в районе улица Заречная, на земельном участке с кадастровым номером 50:54:020112:31. Для осуществления подключения котельной для теплоснабжения малоэтажной жилой застройки в рамках указанного договора о подключении ГУП МО "Мособлгаз" обязано построить газопровод от сети газораспределения ГУП МО "Мособлгаз" до границ земельного участка, принадлежащего ООО "Заречье".
13 ноября 2015 г. ГУП МО "Мособлгаз" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) с заявлением в„– исх-6325 о предварительном согласовании предоставления земельного участка для дальнейшего заключения договора аренды земельного участка на период строительства газопровода. К данному заявлению приложена схема земельного участка.
Департаментом предварительно не согласовано ГУП МО "Мособлгаз" предоставление земельного участка для строительства газопровода среднего давления протяженностью 320 п. м для газификации котельной мини-гостиницы "Дом-рыбака", расположенной по адресу: Москва, Троицк, в районе улица Заречная на земельном участке с кадастровым номером 50:54:020112:31.
Считая свои права нарушенными, ГУП МО "Мособлгаз" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным бездействия по не осуществлению предварительного согласования предоставления земельного участка для строительства газопровода низкого давления протяженностью 320 п. м для газификации котельной мини-гостиницы "Дом-рыбака", расположенной по адресу: Москва, Троицк, в районе ул. Заречная на земельном участке с кадастровым номером 50:54:020112:31 и обязании Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения и предварительно согласовать предоставление земельного участка для строительства газопровода среднего давления протяженностью 320 п. м для газификации котельной мини-гостиницы "Дом-рыбака", расположенную по адресу: Москва, Троицк, в районе ул. Заречная на земельном участке с кадастровым номером 50:54:020112:31.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Заречье".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2016 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку не учтены положения Постановления Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. в„– 636-ПП.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ГУП МО "Мособлгаз" возражал против ее удовлетворения.
Представитель ООО "Заречье" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4.2.9 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. в„– 99-ПП, к полномочиям Департамента относится предварительное согласование предоставления земельного участка, а пунктом 4.2.2 названного Положения предусмотрено полномочие Департамента по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность, на которые не разграничена (за исключением земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, территорий общего пользования), для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения, предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для размещения объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен 30-дневный срок на рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из названной нормы следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения таких объектов на основании пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации не установлен.
Статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков для строительства объектов трубопроводного транспорта.
В силу пункта 8 названной статьи земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Удовлетворяя заявленные требований, суды пришли к выводу о незаконности бездействия Департамента и нарушении прав и законных интересов ГУП МО "Мособлгаз", поскольку оно лишено права на осуществление строительства газопроводов в соответствии с требованиями законодательства.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям вышеприведенных норм права.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы указывает на неприменение положений Постановления Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. в„– 636-ПП.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку данное Постановление распространяется на объекты не капитального строительства, в то время как газопроводы, газораспределительные сети являются линейными объектами капитального строительства.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2016 г. по делу в„– А40-6879/16-17-54 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------