Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.12.2016 N Ф05-19606/2016 по делу N А40-67579/16
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольным органом было принято оспариваемое решение о прекращении рассмотрения заявления о досудебном урегулировании спора.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку антимонопольный орган не наделен полномочиями по отмене или принятию решений, в результате которых необходимо внесение изменений в правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен в сфере теплоснабжения, которые фактически утратили силу и не действуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2016 г. по делу в„– А40-67579/16

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от заявителя Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" Рябининой Т.Е. по доверенности в„– 51/113 от 01 февраля 2015 года
от заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы Цембелева Д.С. по доверенности от 15 марта 2016 года в„– ИА/15917/16
рассмотрев 14 декабря 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
на решение от 07 июня 2016 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Аксеновой Е.А.
на постановление от 12 сентября 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.
по делу в„– А40-67579/16
по заявлению Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (АО "ДГК", ОГРН 1051401746769)
к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России, ОГРН 1047796269663)
о признании незаконным решения
третье лицо Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН 1032700297530)

установил:

АО "ДГК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконным решения от 19 января 2016 года в„– СП/1881/16 о прекращении рассмотрения заявления о досудебном рассмотрении спора с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края и об обязании рассмотреть в досудебном порядке спор между АО "ДГК" и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в сфере теплоснабжения согласно поданному заявлению о досудебном рассмотрении спора.
В качестве третьего лица по делу привлечен Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2016 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе АО "ДГК" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права - положений Федерального закона от 27 июля 2010 года в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении). Выводы судов о правомерности прекращения рассмотрения заявления о досудебном рассмотрении спора с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель АО "ДГК" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ФАС России возражал против ее удовлетворения.
Представитель Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что в поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора АО "ДГК" заявляет требование о признании тарифов, установленных Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края постановлением от 17 декабря 2014 года в„– 40/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей открытого Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (филиал "Хабаровская теплосетевая компания") в Хабаровском крае на 2015 год", на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2015 год, экономически нецелесообразным и не соответствующими положениям Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года в„– 1075 (далее - Основы ценообразования).
В рамках рассмотрения материалов по досудебному спору было установлено, что указанное Постановление фактически утратило силу в связи с истечением срока своего действия, ФАС России было принято решение о прекращении рассмотрения заявления АО "ДГК", в связи с тем, что антимонопольный орган не наделен полномочиями по отмене или принятию решений, в результате которых необходимо внесение изменений в правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые фактически утратили силу и не действуют.
В силу части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Законом, в соответствии с Основами ценообразования, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
Законом о теплоснабжении антимонопольный орган наделен полномочиями по досудебному рассмотрению споров в сфере теплоснабжения.
Действующим законодательством не определен порядок рассмотрения данных споров, в связи с чем рассмотрение споров в сфере теплоснабжения, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, осуществляется на основании общих принципов, установленных Законом о теплоснабжении, в соответствии с Основами ценообразования при наличии поданного в ФАС России заявления о досудебном рассмотрении спора в сфере теплоснабжения.
Постановлением от 17 декабря 2014 года в„– 40/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей открытого Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (филиал "Хабаровская теплосетевая компания") в Хабаровском крае на 2015 год" в соответствии с Законом о теплоснабжении, Основами ценообразования, приказами ФТС России установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей заявителя.
Основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии и платы за подключение к системе теплоснабжения (далее - цены (тарифы) содержатся в Основах ценообразования (пункт 1 Основ ценообразования).
По смыслу пункта 7 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о теплоснабжении, настоящим документом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В случае если регулируемая организация в течение расчетного регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией ее расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта (пункт 13 Основ ценообразования).
Таким образом, суды правильно посчитали, что постановление от 17 декабря 2014 года в„– 40/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей открытого Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (филиал "Хабаровская теплосетевая компания") в Хабаровском крае на 2015 год" является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере регулирования тарифов и опубликованным в установленном законом порядке.
Антимонопольный орган не наделен полномочиями по отмене или принятию решений, в результате которых необходимо внесение изменений в правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые фактически утратили силу и на момент рассмотрения спора не действуют.
В случае несогласия с установленными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения тарифами на 2016 год, организация вправе обратиться в ФАС России с соответствующим заявлением в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе с аналогичными требованиями, если они не были учтены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при тарифном регулировании на 2016 год.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2016 года по делу в„– А40-67579/16 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------