Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.12.2016 N Ф05-17927/2016 по делу N А41-49247/15
Требование: Об установлении границы многоконтурного земельного участка.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления полагает, что наложение границ земельных участков возникло из-за допущенной кадастровой ошибки при определении границ участков на местности, так как в местах пересечения расположены многоквартирные жилые дома и строения, ранее принадлежавшие государственному органу, впоследствии переданные в муниципальную собственность.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт передачи земельного участка подтвержден документально, при составлении экспертного заключения учтены первичные документы и расположение земельных участков на местности, а также нахождение на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2016 г. по делу в„– А41-49247/15

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Администрации сельского поселения Волковское Рузского муниципального района: Калугина Е.Ю. (дов. от 12.12.2016 г.), Балмазовой И.А. (дов. от 12.12.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: Гуляевой К.О. (дов. в„– 616-Д от 11.10.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета лесного хозяйства Московской области: Каплиной О.В. (дов. в„– 27Дов-399 от 22.12.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) АО "Раисино": не явились, извещены;
от третьего лица ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России: Мурушкина С.Н. (дов. в„– 141/1/7/2742-исх от 12.07.2016 г.);
от третьего лица Администрации Рузского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица АКБ "Сбербанк России": не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ФГУ "Мособллес": не явились, извещены;
от третьего лица Минобороны России: Соколовой С.Ю. (дов. в„– 212/2/489 от 11.04.2016 г.);
рассмотрев 13 декабря 2016 г. в судебном заседании кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 26 апреля 2016 г.,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2016 г.,
принятое судьями Коноваловым С.А., Бархатовым В.Ю., Немчиновой М.А.,
по делу в„– А41-49247/15
по иску Администрации сельского поселения Волковское Рузского муниципального района Московской области (ОГРН 1055010972081; 143120, Московская область, Рузский район, д. Нововолково, ул. Центральная, д. 7)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1), Комитету лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918; 143407, г. Красногорск, б-р Строителей, д. 1), акционерному обществу "Раисино" (ОГРН 1045011651750; 143121, Московская область, Рузский район, с. Покровское, ул. Магистральная, д. 20)
об установлении границ,
третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации; Администрация Рузского муниципального района Московской области; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области; акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Федеральное государственное учреждение "Мособллес"; Министерство обороны Российской Федерации,

установил:

приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации в„– 14 от 14 января 2014 г. из федеральной собственности в собственность муниципального образования сельское поселение Волковское Рузского района был передан земельный участок, находящийся в границах военного городка в„– 39б, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, г. Руза-2.
Данный приказ издан на основании Федерального закона от 08 декабря 2011 г. в„– 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 423-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. в„– 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".
Начальником Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (передающая сторона) и Главой с.п. Волковское (принимающая сторона) подписан передаточный акт от 18 декабря 2014 г. о передаче в собственность земельного участка, находящегося в границах военного городка в„– 39б, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, г. Руза-2.
Извещением в„– 0000000014з от 18 декабря 2014 г., справкой от 18 декабря 2014 г. в„– 00000056 подтверждено выбытие с баланса Минобороны и постановка на баланс Администрации с.п. Волковское земельного участка земельного участка по адресу: Рузский район, г. Руза-2, в/г 39б, общей площадью 3 340 000 кв. м.
В целях постановки данного земельного участка на кадастровый учет по заданию Администрации сельского поселения Волковское Рузского муниципального района Московской области (далее - Администрация, истец) проведено межевание участка, сформирован межевой план многоконтурного земельного участка площадью 3 340 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, г. Руза-2, в/г 39б, и направлен в Росреестр для его постановки на кадастровый учет.
Администрацией получено решение кадастровой палаты о приостановлении осуществления кадастрового учета в„– МО-15/РКФ-146376 от 06 апреля 2015 г. в соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", поскольку границы образуемого земельного участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19360 и 50:19:0030303:419.
Земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:19360 площадью 1 227 803 кв. м относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", почтовый адрес ориентира Московская область, Рузский район, и находится в собственности акционерного общества "Раисино" (далее - АО "Раисино") (выписка из ЕГРП от 26 июня 2015 г.).
Земельный участок с кадастровым номером 5019:0030303:419 площадью 1 414 281 кв. м относится к категории "земли лесного фонда", имеет местоположение: Московская область, Рузский район, Истринское лесничество, Котовское участковое лесничество, квартал 22, выделы 1-4, 7, 8, 12, 13, 20, 32, 33; квартал 23, выделы 1-15, 26-30. Сведения о государственной регистрации прав на данный участок отсутствуют, что подтверждается уведомлением от 26 июня 2015 г.
Полагая, что наложение границ земельных участков возникло из-за допущенной кадастровой ошибки при определении границ участков ответчиков на местности, поскольку в 5 местах пересечения расположены многоквартирные жилые дома и строения, ранее принадлежавшие Министерству обороны Российской Федерации и в настоящее время переданные в муниципальную собственность, Администрация сельского поселения Волковское Рузского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), Комитету лесного хозяйства Московской области и АО "Раисино" об установлении границы многоконтурного земельного участка площадью 3 340 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, г. Руза-2, в/г 39 б, в координатах согласно заключению экспертов ООО "Центр экспертизы, кадастровой и оценочной детальности".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Администрация Рузского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", ПАО "Сбербанк России", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), ФГУ "Мособллес" (Истринский филиал) и Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 апреля 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2016 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на спорный участок.ФГКУ "Центральное ТУИО" в своей кассационной жалобе также просит об отмене судебных актов, указывая, что судами не дана оценка доводам о том, что между истцом и ответчиком возникли отношения, предусмотренные частями 1, 3, 4 статьи 2, частями 4, 5, 6 *** Федерального закона в„– 423-ФЗ; истец не исполнил порядок образования земельного участка, предусмотренный названным Законом; по адресному ориентиру находится три военных городка, учреждение не передавало здания, строения, сооружения военного городка; самостоятельным объектом права участок не является.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области указывает на несогласие с судебными актами, поскольку представленные в материалы дела документы не содержат сведений ни о площади, ни о контурах, ни о схеме военного городка в„– 39б, ни о границах спорного земельного участка, а выводы эксперта не могут быть признаны законными и обоснованными.
В отзыве на кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России указывает на несогласие с доводами о передаче спорного участка с баланса на баланс, поскольку они не основаны на материалах дела.
Отзывы на кассационные жалобы от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представители Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области поддержали доводы своих кассационных жалоб, согласились с доводами кассационных жалоб друг друга и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России. Представитель ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России поддержал доводы своей кассационной жалобы, указал на несогласие с доводами кассационных жалоб Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области о передаче спорного участка с баланса на баланс. Представитель Администрации возражал против удовлетворения кассационных жалоб. Представитель Минобороны России согласился с доводами кассационных жалоб.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. в„– 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктом 9 статьи 38 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона в„– 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
В силу статьи 3 вышеназванного Закона решение о передаче является основанием для:
1) прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в пункте 4 части 2 настоящей статьи), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации;
2) возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество;
3) возникновения на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки права федеральной собственности.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из тех обстоятельств, что Администрация является правообладателем земельного участка по адресу: Московская область, Рузский район, г. Руза-2, в/г 39б, переданного ей в соответствии с Федеральным законом в„– 423-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. в„– 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".
При установлении границ земельного участка судами приняты во внимание выводы, содержащиеся в экспертном заключении ООО "Центр экспертизы, кадастровой и оценочной деятельности", подготовленного по настоящему делу.
Экспертное заключение соответствует требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отражает все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, основано на материалах дела.
Каких-либо возражений в отношении экспертного заключения лица, участвующие в деле, суду первой инстанции не заявляли.
Отклоняя доводы ответчиков о том, что указанные участки в площадях пересечения являются участками лесного фонда, были переданы Минобороны временно, и в настоящее время подлежат возврату в лесной фонд, исходили из того, что при составлении экспертного заключения эксперт учитывал и исходил из первичных документов и расположения земельных участков на местности, а также нахождение на земельном участке истца объектов недвижимого имущества.
Относительно доводов ответчиков о том, что земельный участок не передавался Администрации, суды указали, что факт передачи земельного участка площадью 3 340 000 кв. м подтверждается приказом замминистра обороны РФ в„– 14 от 14 января 2014 г., передаточным актом от 18 декабря 2014 г., извещением и справкой от 18 декабря 2014 г. о передаче участка с баланса Министерства обороны Российской Федерации на баланс Администрации.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области указывает на несогласие с выводами эксперта, однако, как указано судом первой инстанции, возражений по заключению эксперта не было заявлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы также не было заявлено, в связи с чем приведенный довод подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 26 апреля 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2016 г. по делу в„– А41-49247/15 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
С.В.КРАСНОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------